C 1 сентября все участники перевозок опасных грузов обязаны получить специальные лицензии. Нововведение, которое чиновники объясняют приведением нормативов к европейским стандартам, стало неприятным сюрпризом для будущих лицензиатов. Участники рынка и отраслевая ассоциация указывают на массу противоречий и двузначных толкований новой нормы, которые создают благоприятную почву для махинаций и коррупции.
Хроника нормотворчества. В перечне лицензированных видов деятельности перевозка опасных грузов значится с 2000-х годов. А в декабре 2015 г. Кабинет министров принял лицензионные условия перевозок, в том числе нефтепродуктов, и определил исчерпывающий перечень документов для ее получения. Позже был определен орган, который ее выдает, – “Укртрансбезопасность”. В 2016-2017 гг. ряд компаний-экспедиторов нефтепродуктов такие лицензии получили, хотя все это время лицензию “Укртрансбезопасность” не требовала.
25 апреля 2017 г. Министерство инфраструктуры издало приказ №156, вступивший в силу 1 сентября. По букве закона ничего не изменилось, однако в своем пояснении “Укрзализныця” и “Укртрансбезопасность” четко сообщили: операции по приему, перевозке, и переадресации нефтепродуктов потребует оформления лицензии. Потребуют ее и у отправителя, которым нередко выступают зарубежные заводы-производители или международные экспедиторы.
Для оформления лицензии компаниям необходимо прописать технический регламент, получить сертификат его соответствия регламентным условиям, собрать ряд документов и обзавестись сотрудником, который будет отвечать за организацию транспортировки опасных грузов. Это, как говорят операторы, может растянутся на полгода. Поднятый вокруг спорного решения шум вынудил министра инфраструктуры Владимира Омеляна предоставить отсрочку на 2 месяца, до 1 ноября. Никаких изменений в приказ министерства №156 внесено не было, однако “Укрзализныця” дала распоряжение своим подразделениям пока не требовать лицензию.
Контроль на бумаге. Лицензирование перевозок должно быть введено в соответствии с директивами Евросоюза, которые Украина обязалась имплементировать в свое законодательство. Никто из участников рынка особо не сомневается в том, что это надо делать. Но вопросы вызывает сам механизм, которым вводится лицензирование. Например, в Нефтегазовой ассоциации Украины смущение вызывает нечеткая формулировка в приказе Мининфраструктуры.
В качестве еще одного аргумента для введения лицензирования “Укртрансбезопасность” и Мининфраструтуры называют участившиеся несчастные случаи на железной дороге. Впрочем, операторы рынка такую аргументацию не приемлют. “Если аварии и происходят, то в пути, за что отвечает “Укрзализныця”. При чем здесь отправитель или получатель, который сидит в Киеве за компьютером? Он этот вагон и не видел никогда, что ему лицензировать?”, – возмущается один из операторов рынка.
Введения лицензий активно лоббировал крупный оператор рынка сжиженного газа компания “Надежда”. Под эгидой Украинской ассоциацией сжиженного газа (УАСГ), в которой “Надежда” занимает положение монопольного менеджера, компания озаботилась лицензированием еще летом 2016 г. На сайте УАСГ сохранилось письмо ассоциации от 14 сентября 2016 г. в адрес Кабмина, комитета ВР по вопросам транспорта, Минэкономразвития, Государственной регуляторной службы, МИУ и “Укртрансбезопасности”. В нем организация призывает ввести обязательное лицензирование не только для перевозчиков, но и для получателей нефтепродуктов. Известно, что лицензированием получателей “Надежда” преследовала благородную цель – избавиться от нелегальных конкурентов. Дискомфорт полтавчанам, в частности, доставляли мелкие компании, которые в тупиках сливали СГУ с ж/д-вагонов в автоцистерны, минуя хранилище, что по закону строго запрещено.
Однако, по мнению участников рынка, совей инициативой “Надежда” фактически подсказала дополнительный метод “обилечивания” крупного количества компаний чиновникам “Укртрансбезопасности”, которая активно способствовала продвижению приказа.
В то же время участники рынка уверены, что лицензирование никаким образом не изменит ситуацию. “Я к этому скептически отношусь. Мы же увидели, сколько появилось дельцов, предлагающих “решить” проблемы с получением лицензий. С таким же успехом ничего не мешает недобросовестным участникам при их помощи получить эти лицензии”, – говорит президент Национальной нефтегазовой ассоциации Дмитрий Кулик.
Более того, у властей и до лицензирования было достаточно инструментов для борьбы с явлением, но они не были задействованы.
“Кормушка” в законе. На оформление лицензии может потребоваться до полугода, однако операторам рынка дали всего 3 месяца, чтобы пройти всю процедуру. В такой ситуации возникло много желающих “помочь” решить проблему быстро. Например, на одном из мероприятий УАСГ компаниям была представлена некая Ольга Максименко, представившаяся президентом ГО “Экспертная межотраслевая ассоциация Украины”. Она назвала цену в 50 тыс. грн. за сертификат соответствия техрегламента на одну операцию (получение, перевозка или отправка опасных грузов), который необходим для получения лицензии. Специалист также сообщила, что можно “ускорить” выдачу сертификата до 2-3 дней вместо регламентированных государством 15, а также “помочь” прописать сам техрегламент. С ее слов, на получение лицензии “ускоренным” путем понадобиться 15 дней. Согласно “ускоренной процедуре”, уже после получения компанией лицензии спустя 3 месяца орган, выдающий сертификат на технический регламент, будет проводить проверку его соответствия работе компаний на местах.
Важный аспект нововведения – лицензирование отправления грузов. Согласно изменениям, ж/д-отправители, среди которых много зарубежных заводов-производителей и международных экспедиторов, будут также обязаны получить лицензию “Укртрансбезопасности”. “Никто просто не станет этим заниматься – придется переоформлять контракты или менять отправителя на границе. В условиях острого дефицита СУГ это может привести к новым ограничениям поставок газа в Украину”, – говорит директор “Лео-Петрол” Богдан Немцев.
Новые требования также открывают хороший повод для проверок участников рынка на предмет “соответствия их работы условиям технического регламента”. В случае неудовлетворительных результатов может последовать отзыв сертификатов и последующее аннулирование лицензии.
Сама лицензия “Укртрансбезопасностью” выдается бесплатно, необходимо уплатить только государственную пошлину. Однако игроки рынка отмечают, что затраты на подготовку документов для лицензии на перевозку колеблются в пределах 70-100 тыс. грн. Причем из них 20 тыс. нужно отсчитать по “второй форме”.
В НАУ надеются, что механизм введения лицензирования операций по перевозке нефтепродуктов будет усовершенствован. Ведь имеющиеся сейчас противоречия в приказе Мининфраструктуры никоим образом не повышают безопасность и прозрачность перевозок. И если эффективность изменения закона абсолютным большинством операторов ставится под вопрос, то очертания новой “кормушки” уже видны. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)