К 2035 г. 25% работающих в мире НПЗ могут быть закрыты, если правительства развитых государств ограничат использование ископаемых видов топлива в рамках борьбы с изменением климата, сообщается в докладах ряда международных природоохранных институций.
Эксперты не рекомендуют инвестировать в перерабатывающую отрасль, поскольку прибыль от такой деятельности будет быстро снижаться и, в конце концов, станет отрицательной.
Рост продаж электромобилей (EV), а также повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания и реактивных двигателей замедлит рост спроса на бензин, дизтопливо и авиационное топливо уже в ближайшие десятилетия. Это может привести к существенному снижению прибыли нефтеперерабатывающий компаний.
Кроме того, правительства индустриально развитых государств намерены законодательно ограничить выбросы углекислого газа в атмосферу с тем, чтобы выполнить требования Парижской конференции 2015 г.
В результате прибыль таких компаний, как Chevron, Royal Dutch Shell, Total и крупнейшего в Китае нефтеперерабатывающего завода Sinopec, может обвалиться на 70%. Об этом говорится в докладе, соавторами которого является департамент по мониторингу за выбросами углерода музея науки в Бирмингеме (известен как Thinktank Carbon Tracker), шведский инвестиционный фонд AP7 и датский пенсионный фонд PKA. Исследование основано на сценарии 450 Международного энергетического агентства, предусматривающего ограничение глобального потепления до 2оС. При этом спрос на нефть в период между 2020 и 2035 годами снижается на 23%.
В соответствии с этим сценарием, вопреки введению в строй новых НПЗ в Азии и на Ближнем Востоке, для удовлетворения глобального топливного спроса потребуется лишь 62% мировых нефтеперерабатывающих мощностей против примерно 80% сегодня. Прибыль от переработки сырой нефти в нефтепродукты также сократится. Это означает, что к 2035 г. по сравнению с 2016 г. закрытию подлежит четверть НПЗ, которые ежедневно перерабатывают около 24,7 млн. барр. сырой нефти, говорится в докладе.
Большая часть закрываемых объектов, вероятно, придется на развитые державы, где пик спроса на нефть наступит раньше, чем в развивающихся странах. При этом в первую очередь будут закрываться старые НПЗ.
“Последствия увеличения среднегодовой мировой температуры на 2оС градуса более пагубны для сектора переработки, чем для сектора добычи”, – сказал Алан Гелдер, вице-президент по исследованиям в консалтинговой компании Edinburgh Wood Mackenzie, которая принимала участие в составлении документа.
Однако достижение целевых показателей сокращения выбросов представляется сегодня далеким. В опубликованном 1 ноября отчете говорится, что реальные глобальные выбросы СО2 в 2030 г. будут на треть выше целевых.
Такие нефтяные компании, как Shell, признали, что спрос на некоторые виды топлива, например на бензин, может достигнуть максимума к концу 2020-х годов. В то же время они ожидают, что спрос на нефть будет оставаться сильным на протяжении нескольких десятилетий благодаря потребностям тяжелой транспортной, авиационной и химической промышленности.
Авторы отчета считают, что общая прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации и амортизации (EBITDA) для НПЗ может снизиться более чем на 50% к 2035 г. по отношению к уровню 2015 г. ($147 млрд.). “Мы считаем, что потенциальным инвесторам следует опасаться любых новых инвестиций в НПЗ, – подчеркивается в докладе. – Когда рост спроса падает и становится отрицательным, новые инвестиции могут просто не окупиться”.
Thinktank Carbon Tracker и группа в опубликованном в начале этого года докладе предупредили, что к 2025 г. нефтяные гиганты рискуют потратить триллионы долларов на крупные нефтегазовые проекты, которые не будут осуществимы на фоне экологический целей, поставленных перед собой международным сообществом. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)