Госрезерв разработал модель, согласно которой страна создаст запасы топлива в объеме 90 дней импорта, или более 2 млн. т. Важным является вопрос финансирования, ведь для этого понадобится около $1 млрд.
Энергетическое сообщество (ЭС) одобрило украинскую модель формирования минимальных запасов нефти и нефтепродуктов (МЗНН), разработанную в соответствии с Директивой 2009/119 /ЕК (Еврокомиссии). Об этом в конце ноября сообщила пресс-служба Государственного агентства резерва.
Накануне глава Госрезерва Вадим Мосийчук представил документ на организованном ЭС нефтяном форуме в Белграде. По словам Мосийчука, участники мероприятия отметили, что документ разработан достаточно подробно и не только отражает украинские реалии, но и соответствует мировым образцам и международным нормам.
Согласно директиве 2009/119 /ЕК, стабилизационный запас должен быть сформирован всеми странами Евросоюза до 2023 г. в объеме 61 дня среднесуточного потребления или 90 дней среднесуточного чистого импорта, в зависимости от того, какая величина больше. При подсчете объемов необходимых запасов учитывается потребление топлива не только в транспортной сфере, но и в промышленности, в бытовом и других секторах.
Планируется, что в конце декабря Кабмин согласует модель формирования стратегических запасов нефти и нефтепродуктов, а в I квартале 2018 г. будет разработан законопроект “О минимальных запасах нефти и нефтепродуктов”. “Очень положительным моментом в ЭС отмечают тот факт, что к формированию запасов в украинском сценарии будут привлекаться непосредственно и участники рынка”, – сообщил глава Госрезерва.
Госрезерв является основным исполнителем в вопросах формирования стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Согласно взятым нашей страной обязательствам в рамках соглашения об ассоциации с ЕС, минимальные запасы нефти и нефтепродуктов в Украине нужно сформировать к концу 2022 г. в объеме более 2 млн. т в нефтяном эквиваленте. Структура запасов, исходя из фактической мощности украинских НПЗ, будет состоять на 30% из нефти и на 70% из нефтепродуктов.
Для управления МЗНН будет создано независимое агентство, которое на 70% будет принадлежать государству, на 30% – операторам рынка. В середине ноября Вадим Мосийчук заявлял, что Госрезерв намерен в следующем году создать на базе своих пяти нефтебаз предприятие “Нафторезерв”, объединив пять комбинатов в одну компанию. Предполагается, что стратегические запасы будут храниться на мощностях не только “Нафторезерва”, но и “Укртранснафты”, а также других участников рынка.
По оценкам Госрезерва, для покрытия 90 дней чистого импорта нужно накопить 580 тыс. т нефти, 460 тыс. т бензинов и 930 тыс. т дизельного топлива, сообщила заведующая сектором по вопросам реформирования и связей со СМИ и общественностью ведомства Диана Рак Для этого, по оценкам ЭС, понадобится $1,084 млрд., отметила она, уточнив, что эти деньги будут нужны для закупки топлива и оплаты его хранения. В ведомстве рассматривали два варианта привлечения финансирования: первый – поэтапное повышение акциза на нефтепродукты (ежегодно в среднем на 35-42 коп./л в течение 2017-2022 гг. и на 8 коп./л в 2023 г.); второй – кредитные средства Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и других международных финансовых организаций.
Опыт других стран. Во многих европейских странах обязательные запасы нефти и нефтепродуктов уже сформированы, так как иметь их обязывает не только Директива 2009/119 /ЕК, но и правила International Energy Agency (IEA). Все страны-участники IEA должны иметь нефтяные резервы на уровне 90 дней импорта. Страны – чистые экспортеры нефти от этого обязательства освобождены.
Как следует из доклада Польской ассоциации сжиженного газа (POGP), по состоянию на декабрь 2014 г. страны Евросоюза, 20 из которых являются членами IEA, совокупно хранят стратегические запасы нефти и нефтепродуктов в объеме 71,2 млн. т нефтяного эквивалента (н. э.). 55% этих запасов составляют нефтепродукты. Самые большие запасы имеют Германия и Франция – 24,5 млн. и 13,7 млн. т н. э. соответственно. Стратегические запасы сформировали и многие наши соседи: Словакия – 711 тыс. т, Польша – 1,4 млн. т, Венгрия – 1,2 млн. т.
Еврокомиссия оставляет странам право выбора по ключевым вопросам создания запасов. Так, согласно директиве ЕК от 2009 г., страны, присоединившиеся к ЭС, имеют возможность самостоятельно определять, где они хранят запасы (они могут храниться на территории другого государства при условии географической доступности). Также страны сами определяют, какую часть запасов держать в нефти, какую – в нефтепродуктах и в каких именно. Помимо этого, на национальном уровне решается, как запасы при необходимости будут поступать на рынок – через продажи на аукционах или другим способом.
Почти все государства Евросоюза хранят стратегические запасы нефти, бензина и дизеля (печного топлива) в том или ином количестве. В то же время запасы сжиженного газа решили сформировать лишь шесть государств ЕС: Польша, Португалия, Болгария, Испания, Италия и Греция. Правда, не все это сейчас делают на практике.
Как следует из презентации POGP, в Польше стратегические запасы нефти и нефтепродуктов (в том числе LPG) хранятся совместно государством и операторами рынка. Польша как крупный потребитель сжиженного газа решила хранить стратегические запасы этого вида топлива с 2008 г. на уровне семи дней потребления, с 2010 г. объем был увеличен до 20 дней, с 2011 г. – до 30 дней, с 2013 г. он составляет 90 дней. Однако фактические запасы меньше. Операторы рынка сохраняют запасы LPG на 30 дней потребления, остальное должно хранить агентство по управлению стратегическими запасами нефтепродуктов. Как следует из доклада POGP, агентство постепенно наращивает свои запасы: с 14 дней потребления в 2014 г. до 32 дней в 2016 г., а к 2019 г. планирует увеличить этот объем до 60 дней.
Плата за хранение запасов нефти и нефтепродуктов, согласно польским законам, осуществляется со всего объема импорта и производства этих продуктов и не должна превышать 160 злотых/т для LPG и 60 злотых/т для всех других видов нефтепродуктов. С начала 2015 г. сбор на содержание стратегических запасов топлива составляет: 99 злотых/т для LPG (EUR22,6/т по среднему курсу за 2016 г.) и 43 злотых/т (EUR9,8/т) для всех других видов нефтепродуктов, следует из доклада POGP. Это означает, что потребители платят дополнительные EUR0,01/л при покупке газа и менее евроцента при покупке бензина и ДТ на заправке. Другими словами, такие ставки налога сильно не бьют по карману польских водителей. Однако при этом деньги в казну поступают немалые. При потреблении одного только пропан-бутана на уровне 2,355 млн. т в 2016 г. сумма отчислений налога на обязательные запасы составила 233 млн. злотых, или порядка EUR55 млн.
В Сербии, которая сейчас активно внедряет нормы законодательства Евросоюза, тоже действует налог на обязательные запасы топлива. Его ставки составляют: 2,6 динара/л (EUR0,02/л) на бензин и ДТ и 1,4 динара/л (EUR0,01/л) на LPG. В целом это выше, чем в Польше, и может быть заметно для потребителя. Сербские продавцы сжиженного газа недовольны объемами продаж в последние годы, падению поспособствовало бензиновое лобби, повысив налоги на газ.
Что ждет Украину? Похожая ситуация может сложиться и на рынке моторного топлива Украины. По словам источника, присутствовавшего на последнем заседании представителей Госрезерва и участников рынка, финансовое бремя, связанное с формированием стратегических запасов, намереваются возложить на плечи потребителей моторного топлива. Хотя это не совсем логично – ведь потребителем нефти и нефтепродуктов является не только транспортный сектор.
Тем не менее, по информации источника, на совещании трейдеров с главой Госрезерва было предложено повысить акциз на все три вида моторного топлива – бензин, ДТ и пропан-бутан – на $44/т. При сохранении текущей маржи это приведет к подорожанию LPG в рознице приблизительно на 63 коп./л. В то же время бензин может подорожать на 90 коп./л, ДТ – почти на 1 грн./л. Потребитель на это может отреагировать дальнейшим снижением спроса.
К тому же не совсем понятно, почему среди продуктов, на которые предлагается повысить акциз, оказался сжиженный газ. Насколько известно, на данном этапе Госрезерв не намерен создавать стратегические запасы пропан-бутана. Вопросов остается много, однако работа продолжается и, скорее всего, инициативы претерпят изменения. В течение ближайших недель должен быть подготовлен проект постановления правительства о формировании стратегических запасов топлива. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)