Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко, по его словам, нашел выход из сложной ситуации с ожидаемым ростом цен на топливо после мартовских выборов. Снизить цены на топливо для автомобилей и котельных ЖКХ в Приморье, по мнению губернатора, поможет пуск собственного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). При этом глава региона оставил “за кадром” возможного инвестора проекта, но удивил заявлением, что в качестве сырья может быть использована некая местная нефть.
“У нас в Приморье нет своего НПЗ, нет альтернативы, покупаем продукт, который производят в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске. Поэтому мы пошли по такому сценарию – мы будем строить НПЗ у себя, в районе с. Яковлевка Яковлевского района. Там есть труба, близость подходов, есть договоренность, кто этот НПЗ будет строить”, – сказал Андрей Тарасенко.
А. Тарасенко, вероятно, сильно забегает вперед – построить “с нуля” полноценный нефтеперерабатывающий завод в ближайшей перспективе невозможно. Во-первых, нет денег – примерная стоимость современного НПЗ оценивается в периметре $1,5-2 млрд. Во-вторых, под его загрузку нефть днем с огнем не сыщешь, так как все свободное “черное золото” сегодня перекачивается за границу. Таким образом, глава региона скорее говорит о так называемом “самоваре”, который можно соорудить за несколько лет, тогда как полноценный НПЗ строится не менее 6-7 лет. Похожий заводик уже давно пыхтит в Хабаровском крае – его эксплуатирует компания “Трансбункер” в Советской Гавани, где ведется бункеровка морских судов. А с учетом опыта работы Андрея Тарасенко в Росморпорте можно сделать вывод, что нынешний глава Приморья очень хорошо изучил этот опыт соседей.
Эксперты отмечают, что пустить подобный завод в принципе возможно и в сжатые сроки. Но использоваться на нем будут технологии еще 70-годов прошлого века. “Атмосферно-вакуумная перегонка – она не изменилась с 40-х годов, какая была – такая и была: кастрюля стоит на костре и греется”, – говорит один из участников рынка. Только вот выпускать на этом “самоваре” качественный бензин не получится – на выходе получится обычная нафта (легкий низкооктановый прямогонный бензин).
Прямогонным бензином называют легкие бензиновые фракции, которые были получены в результате переработки сырой нефти, газового конденсата, природного газа, попутного нефтегаза, горючих сланцев, угля и другого сырья. Данный термин характеризует вид топлива по способу получения. Если говорить о нефти как об источнике получения прямогонного бензина, то это фракции ее прямой перегонки с интервалом кипения 35-180 градусов по Цельсию. Прямогонный бензин применяется как сырье пиролиза для получения на нефтехимических объектах и предприятиях этилена, для блендинга и как продукт на экспорт. Полученный путем перегонки нефти, прямогонный бензин не обладает детонационной стойкостью, необходимой для работы двигателя, поэтому и места его использования не карбюраторные и инжекторные двигатели внутреннего сгорания, а химическая и нефтехимическая промышленность, где нафта используется для производства олефинов в паровом крекинг-оборудовании. Помимо использования прямогонного бензина в качестве сырья для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена и аммония, он нередко является компонентом товарных “неполуфабрикатных” бензинов, реактивных топлив и осветительных керосинов.
По словам врио губернатора, в качестве сырья планируется использовать нефтяные запасы Приморья. “Будем проводить доразведку нефтезапасов в Приморье. У нас запасов нефти – около 60 млн. т. Нам 1 млн. т будет достаточно, чтобы контролировать в регионе и сдерживать цены на топливо. Выходить на посевную и уборочную с определенной ценой дизельного топлива”, – сказал Андрей Тарасенко.
Глава региона почему-то обошел вниманием возможность задействования в технологической цепочке нефти, поставляемой на экспорт по ВСТО. В принципе, можно было бы выйти на правительство с просьбой дать преференции по доступу к этой трубе независимым нефтедобытчикам в обмен на гарантированные поставки энного числа черного золота на завод в Приморье.
В качестве альтернативы продуктам нефтепереработки Андрей Тарасенко видит использование газа. “Чтобы была альтернатива, мы переходим на газомоторное топливо. Я подписал соглашение с газовщиками о строительстве завода в районе Уссурийска. Он где-то в течение восьми месяцев будет построен. Проект уже разрабатывается. Он позволит использовать сжиженный газ в машинах, попробуем на него перевести автобусное сообщение, чтобы удешевить затраты. Появится такая альтернатива. И автомобилисты смогут переводить на газ машины. Поэтому я 11 января сходил на “Соллерс” узнать, возможно ли установить сборку газовых двигателей и сервисы. Получил положительный ответ. Есть такая программа, и готовность такая есть”, – сказал глава региона.
Властям Приморья также стоит помнить, что в крае в ближайшее время может быть реализован другой амбициозный проект – строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК). В настоящее время “Роснефть” ведет переговоры с рядом партнеров по проекту и в ближайшие год-два определится с выбором.
“ВНХК – комплексный проект, непростой. Мы ведем обсуждения с “Газпромом”, который должен помочь с газообеспечением. Есть вопрос энергообеспечения завода. Есть вопрос развития необходимой инфраструктуры. Есть отдельный вопрос фискального влияния для поддержки проекта. При успешном решении всех этих вопросов компания будет двигаться вперед в реализации проекта. Есть технологическая синергия в проекте, есть синергия в части доступа к целевым рынкам. Мы (“Роснефть”) ведем разговоры – я бы не хотел называть конкретные имена – с целым рядом потенциальных партнеров. Они на этот проект смотрят. Я бы ориентировался, что в ближайшие год-два мы определимся с выбором стратегических партнеров для реализации этого проекта”, – сообщил первый вице-президент “Роснефти” Павел Федоров в конце прошлого года.
В ноябре 2017 г. генеральный директор АО “Восточная нефтехимическая компания” Виктор Гребенюков на встрече с Андреем Тарасенко отчитался, что строительство нефтехимического комплекса в Приморье стартует со дня на день. “Проведена работа с экспертами, учтены все пожелания, сейчас ждем решения от директора “Роснефти” Игоря Сечина. К строительству комплекса намерены приступить через месяц – 20 декабря”, – сказал Гребенюков.
Строительство объектов инфраструктуры в рамках проекта профинансирует АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Только на прокладку линий электропередачи будет направлено более 3,5 млрд. руб. Также планируется реконструкция Находкинского водозабора и строительство более 30 км водовода до нефтеперерабатывающего комплекса.
“По строительству комплекса создана рабочая группа, сейчас ей будет руководить новый первый вице-губернатор Александр Костенко”, – сказал глава региона.
Ранее неоднократно заявлялось, что в рамках проекта ВНХК также можно будет наладить выпуск топлива. А это значит, что нужды в строительства еще одного НПЗ нет.
Глава “Роснефти” Игорь Сечин отмечал, что проект ВНХК благодаря нефтеперерабатывающим мощностям полностью обеспечит спрос на бензин в ДФО в долгосрочной перспективе, а его нефтехимический комплекс станет центром формирующегося нефтехимического кластера ДФО.
“Производство бензина в Дальневосточном федеральном округе недостаточно удовлетворяет региональный спрос, бензин производится на двух крупных НПЗ – в Комсомольске и Хабаровске – в объеме около 1,1 млн. т/год. Уже сегодня превышение спроса над производством бензина в ДФО составляет порядка 400 тыс. т/год, а в перспективе до 2030 г. может вырасти до одного и полутора миллиона тонн в год. В условиях недостаточного производства бензин поставляется из других удаленных регионов России – из Красноярского края, Омской области, что приводит к росту цен на бензин в регионе. Формируются ценовые маркеры с учетом транспортных расходов, которые определяют цену нефтепродуктов на рынке Дальнего Востока. Проект ВНХК, включающий крупные НПЗ, полностью обеспечит спрос на бензин в ДФО в долгосрочной перспективе, а нефтехимический комплекс ВНХК станет центром формирующегося нефтехимического кластера ДФО. В целом проект станет катализатором социально-экономического развития региона”, – пояснял Сечин на совещании у президента России Владимира Путина.
На долю от нефтеперерерабатывающего “пирога” уже давно покушаются соседи из Китая. Уже несколько лет представители ООО “Амурская энергетическая компания” активно презентуют на всевозможных форумах и совещаниях идею строительства в Приамурье Амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Основным инвестором проекта (90%) выступает частный китайский капитал в лице зарегистрированной в городе Хэйхэ компании “Мэн Лань Син Хэ” (Menglan Galaxy Energy Corporation), владеющей 40%, и ее 100%-ной “дочки” ООО “Амурнефтехим” (Благовещенск). Еще 10% владеет ООО “Интеррусойл” (Москва), принадлежащее на паритетных началах гендиректору этой компании Александру Копыльцову и Геннадию Шуклину.
Но, похоже, что на этом прожекте можно поставить “крест”. “Наш проект, сразу хочу сказать, воспринимается неоднозначно. Особенно на фоне того, что собираются строить в Приморье и “Роснефть”, и другие компании, которые не очень-то хотят иметь наш проект конкурентом на Дальнем Востоке. В чем его “изюминка”: во-первых, он транснациональный, так как осуществляется на берегах реки Амур с китайской и российской стороны. Основная переработка осуществляется на российской стороне. Мощность производственного комплекса составляет 4 млн. т нефти и 2 млн. т нефтегазового конденсата в год. 80% продукции планируется поставлять по продуктопроводу по дну Амура в Китай, 20%, в том числе 10% дизтоплива, – остается на российской территории. Это сразу ответ на вопрос конкуренции с “Роснефтью” и заявлениям на тот счет, что мы завалим дешевым бензином и дизтопливом весь российский Дальний Восток. Ничего подобного – процент топлива, который планирует производить наш завод, составляет всего 13% от рынка региона. То есть это экспортно-ориентированное предприятие”, – говорил на III Восточном экономическом форуме гендиректор ООО “Амурская энергетическая компания” Александр Гордеев.
Проект ВНХК предполагает строительство нефтехимического комплекса в районе пади Елизарова Партизанского муниципального района Приморского края. Общая площадь территории составляет 1,3 тыс. га. Обеспечение нефтью планируется за счет поставок по отводу от трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). “Роснефть” уже договорилась с Китайской национальной химической корпорацией (ChemChina) о создании совместного предприятия для реализации проекта. Предполагалось, что в СП “Роснефти” будет принадлежать 60%, ChemChina – 40%. Предварительная оценка суммы средств, необходимых для реализации проекта ВНХК, включая инвестиции в строительство инфраструктурных объектов, – около 1,5 трлн. руб. Проект планируется реализовать в две очереди: нефтепереработка мощностью 12 млн. т/год по нефти и нефтехимия мощностью 3,4 млн. т/год по сырью.
Амурский НПЗ заявлен к реализации на территории опережающего развития (ТОР) “Приамурская”. Проект планировалось реализовать в три этапа. С 2015 г. по 2017 г. инвестор намеревался провести проектно-изыскательские работы и начать строительство, с 2018 г. по 2019 г. – смонтировать и ввести в эксплуатацию основное технологическое оборудование, начать выпуск продукции, с 2021 г. по 2022 г. – установить дополнительное оборудование и расширить перечень выпускаемой продукции.
В настоящее время на Дальнем Востоке России работают два нефтеперерабатывающих завода – ООО “РН-Комсомольский НПЗ” и АО “ННК-Хабаровский НПЗ”. Оба предприятия находятся в Хабаровском крае. Мощность Комсомольского НПЗ составляет 8 млн. т нефти в год, мощность переработки Хабаровского НПЗ – 5 млн. т нефти в год. Продукция реализуется сбытовыми предприятиями потребителям Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Амурской и Магаданской областей, Бурятии, экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. (zrpress.ru/Химия Украины и мира)