Дисбаланс между объемом импорта авиационного топлива в порт Николаева и последующими его отгрузками с территории порта в 2017 г. составил 85 тыс. т. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook пишет директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Основными импортерами авиакеросина через порт Николаев выступают компании из орбиты “Трейд Коммодити”, которые в 2017 г. заняли первое место в рейтинге импортеров этого топлива с объемом 111 тыс. т. “Они (компании из обриты “Трейд Коммодити”) получают авиатопливо в порту Николаева. Так вот, из 111 тыс. т в направлении конечных потребителей – аэропортов и военных частей – выехало всего 19 тыс. т. Еще 7 тыс. т ушло на нефтебазы, где аэропортов нет и близко. А где остальные 85 тыс. т?”, – пишет эксперт.
Основываясь на оценках участников рынка, он допускает, что этот объем авиатоплива был смешан с ДТ и продан под видом дизтоплива. “На рынке уверены, что остальное было размешано с дизельным топливом и продано. Смысл? Акциз на ДТ EUR139/т, на керосин – EUR20/т. Дешевый керосин продается как дорогой дизель. “Выхлоп” на указанном объеме – около 400 млн. грн.”, – пишет Сергей Куюн.
Версия о возможном смешивании керосина и ДТ объясняет удивительную конкурентоспособность “Трейд Коммодити”, которая в 2017 г. стала крупнейшим поставщиком дизтоплива для железной дороги и Минобороны, предложив действительно самую низкую цену. При этом качество топлива, полученного таким путем, вызывает сомнение у экспертов и участников рынка.
“Что говорят на рынке: за счет смешивания с более легким керосином плотность ДТ низковата, находится на предельно допустимой нижней отметке. Зимой, например, это не очень хорошо. Фракционный состав “шалит”, а в остальном все тип-топ. Чтобы не зашкаливала сера, в прошлом году начались поставки экзотического низкосернистого керосина из Саудовской Аравии”, – отмечает директор “А-95”.
В последние месяцы, как раз в период низких температур, участились нарекания волонтеров о качестве топлива в зоне АТО.
Директор “А-95” добавил, что в 2017 г. компании “Трейд Коммодити” увеличили импорт дизельного топлива в 4,6 раза – с 38 тыс. т до 176 тыс. т, тем самым поднявшись в рейтинге импортеров с 20 на 8 место.
В 2017 г. компании из орбиты “Трейд Коммодити” увеличили импорт авиационного топлива в 4 раза до 111 тыс. т (33% от всего объема импорта). Суммарный импорт этого вида топлива вырос на 70% при росте пассажиропотока на 30%.
“Трейд Коммодити” стала активным участником гостендеров в начале 2016 г. На сегодня она на 60% обеспечивает топливом Минобороны и на 50% “Укрзализныцю”. Журналистские расследования указывают на поддержку “Трейд Коммодити” со стороны руководства фракции БПП, в частности депутата Александра Грановского, которого СМИ называют смотрящим за судами. 16 октября 2017 г. бизнесмен Андрей Адамовский, ранее известный своим сотрудничеством с А.Грановским, заявил, что является “одним из инвесторов” этой компании. Вторым инвестором был назван Владимир Трофименко. На данный момент учредитель “Трейд Коммодити” Вадим Майко и один из ее топ-менеджеров Владимир Гарькавый объявлены в розыск. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)