Россия планирует резко увеличить экспорт топлива и нарастить свою долю на европейском топливном рынке после обширной модернизации нефтеперерабатывающих заводов, в которую были вложены $55 млрд.
Модернизация российских НПЗ началась в 2011 г. после того, как страна столкнулось с нехваткой моторного топлива на внутреннем рынке. Москва также изменила свою налоговую систему в пользу производства более чистого и высококачественного топлива. Эта модернизация, которая еще не завершена, привела к увеличению экспорта моторного топливного, что снизило рентабельность европейских нефтеперерабатывающих заводов.
Российский аналитический центр “Выгон Консалтинг” ожидает, что в этом году объемы первичной переработки нефти в России вырастут на 8 млн. т. Консалтинговая фирма прогнозирует, что экспорт российских светлых нефтепродуктов, включая дизельное топливо, в этом году увеличится до 106 млн. т с примерно 95 млн. т в 2017 г. При этом внутреннее потребление светлых нефтепродуктов будет снижаться.
По данным “Транснефти”, более 38% нефтепродуктов из порта Приморск, ключевого экспортного терминала России, отправляется в порт Роттердам (Нидерланды). Далее следуют Германия (19%), Великобритания (15%) и Франция (11%). По данным из Приморска, в этом году планируется отправить на экспорт 18,3 млн. т дизтоплива, в 2019 г. – 19,8 млн. т, в 2020 г. – 23,9 млн. т. В общей сложности “Транснефть” планирует в этом году увеличить экспорт дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (ULSD) – самого чистого дизеля, используемого автомобилистами в Европе – на 3 млн. т до 26 млн. т.
Эндрю Рид, аналитик консалтинговой компании ESAI Energy в США, сказал, что благодаря широкомасштабным инвестициям в России появились избыточные мощности по производству особо чистого, подходящего для Европы ДТ. “В настоящее время Россия экспортирует более 650 тыс. барр. ДТ в сутки, – сказал он. – Экспорт более чистого дизтоплива позволит России увеличить свою долю на европейском рынке в ущерб конкурентам в США и на Ближнем Востоке”.
Приблизительно половина европейских автомобилей работает на дизтопливе, расположенные здесь НПЗ не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, поэтому каждые сутки Европа импортирует около 850 тыс. барр. дизтоплива. По данным отраслевых консалтинговых фирм, почти 20% европейского импорта ДТ приходится на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные к востоку от Суэцкого канала.
Россия планирует ввести 15 новых установок гидрокрекинга, которые позволяет ей к 2022 г. выпускать 18,2 млн. т дизтоплива класса ULSD. При этом общий объем производства дизельного топлива может достигнуть 22 млн. т, если будут введены в эксплуатацию все 27 установок переработки остатков мазута. Россия также намерена производить больше бензина. В соответствии с отраслевыми источниками и данными Reuters, те же предприятия смогут ежегодно производить до 10 млн. т нафты к 2022 г.
На фоне скандала, получившего название “дизельгейт”, использование дизтоплива в Европе оказалось под пристальным вниманием. Немецкие автопроизводители, включая Daimler и BMW, уже столкнулись с негативной реакцией на дизельные технологии, в которые они вложили миллиарды. Правительство Германии стремилось найти способы избежать запретов на сильно загрязняющие дизельные автомобили в крупных городах после решения суда. Тем не менее, несмотря на то, что продажи новых бензиновых автомобилей в Европе растут, дизель еще не вытеснен с рынка, говорится в недавнем отчете JBC Energy. Поэтому последствия “дизельгейта” пока не представляют серьезной угрозы для планов России нарастить экспорт ДТ в Европу. В конце февраля Высший федеральный административный суд Германии вынес решение в пользу того, что крупные города страны имеют право запрещать эксплуатацию дизельных автомобилей. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)