20 марта Петр Порошенко заявил, что Украина достигла предварительных договоренностей о поставках сжиженного природного газа из Катара. В ближайшее время должна начаться работа по подготовке соответствующего контракта. Считается, что благодаря нему Украина сможет диверсифицировать поставки голубого топлива и расширить выбор поставщиков для потребителей.
В 2017 г. в страну ввезли чуть больше 14 млрд. куб. м трубопроводного газа. Весь он пришел к нам из стран ЕС. Однако в конце 2018 г. ситуация может измениться, а на украинский рынок вернется газ от российских поставщиков. Причиной тому послужит решение Стокгольмского арбитража, согласно которому НАК “Нафтогаз Украины” должна будет в 2018-2019 гг. закупить у “Газпрома” 4-5 млрд. куб. м природного газа. Можно и не покупать, но тогда придется судиться с российским монополистом снова. А значит, Киеву предстоят опасные торги с Москвой о цене и коммерческой схеме возобновления поставок российского газа на украинский рынок.
Причем здесь Катар. По ряду причин переговоры подобного рода сопряжены с огромными политическими и экономическими рисками для украинских властей. Коммерческая их составляющая заключается в том, что ни НАК “Нафтогаз Украины”, ни другие украинские газовые компании в 2014-2017 гг. не достигли значительных успехов в части расширения географических источников трубопроводного импорта, которые могли бы вынудить “Газпром” быть сговорчивее и по ценам, и по схемам.
Фактически, вся диверсификация поставок сводится к небольшому разнообразию западных реверсных схем и своп-поставок, которые идут из ЕС. Значительных объемов средне- и долгосрочного ресурса в этом направлении у Украины нет. А надавить на “Газпром” имеющимися короткими сделками крайне затруднительно. Куда больший потенциал в этом контексте у контрактных наработок на другом – южном направлении трубопроводов, которое начинается на границе Украины, Молдовы и ее ПМР. Именно в конце этого, а не западноевропейского направления, сосредоточены гигантские мировые азиатские компании-экспортеры газа. Их суммарные запасы намного превышают газовые запасы РФ. К тому же эти ресурсы дешевле российских и в добыче, и в логистике. А лидируют по запасам Иран, Катар, Саудовская Аравия, Египет и Израиль.
Из-за транспортной блокады и ссоры с соседями Катар с прошлого года находится в затруднительном положении. Дошло даже до того, что этот эмират в страхе перед Саудовской Аравией согласился расширить военную базу Турции, которая расположена на его территории. Словом, время для начала работы над украинско-катарской газовой сделкой выбрано Киевом вполне удачно. По крайней мере, другие страны из вышеперечисленного списка тоже периодически предлагают Украине заключить LNG-контракты или трубопроводные сделки. Правда, не слишком настойчиво. Совсем другое дело – напуганный блокадой Катар.
Трудности логистики. Однако договориться о цене и подписать контракт полбеды. Будущим украинским импортерам предстоит еще разобраться с логистикой доставки катарского газа, не наделав при этом ошибок. Ведь однажды Украина уже построила LNG-терминал в порту Южном: настолько неудачно, что второй раз уже и не хочется.
Реально рабочих вариантов решения этого ребуса не так уж много. Доставлять LNG из Эмирата Катар в Восточную Европу украинские импортеры пока могут двумя путями. Первый – через портовый терминал в Польше и далее в Украину по газопроводам. Из-за того, что Катар и США уже законтрактовали большинство мощностей польского LNG-терминала Свиноуйце, этот вариант выглядит самым простым. Но только в теории. На практике же необходимую для реализации этой схемы трансграничную газопроводную перемычку удастся построить не раньше 2021-2022 гг. Тогда как варианты логистики Киеву нужны уже сейчас.
Второй вариант – импорт газа через терминал в Турции и далее в Украину по схеме виртуального реверса или своп-поставкам. Выглядит слишком сложно. Но зато для запуска этой схемы все готово. Более того, реализовывать ее Киеву можно было еще много лет назад. Логика этой модели строится на закупках Турцией российского газа в объемах не менее 12 млрд. куб. м. Поставляют его транзитом через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию. Идея состоит в том, чтобы “оставлять” часть турецкого импорта на украинской территории. А в расчет за этот ресурс турецкие компании будут получать от Украины закупленные ее импортерами в Катаре танкерные партии LNG.
Турецкий вариант. Привлекательность турецкого варианта заключается вовсе не в глубоких симпатиях украинского президента Петра Порошенко к методам и имиджу его турецкого коллеги Тайипа Эрдогана. Все дело исключительно в турецкой газовой инфраструктуре. Точнее, ее полной готовности принимать закупленные Украиной катарские ресурсы.
Основу турецкой инфраструктуры формирует фондовая биржа EXIST (Energy Exchange Istanbul), которая начнет торговать фьючерсами на трубопроводный газ в конце этой весны. Вторая часть – газовые портовые терминалы Marmara Eglisi и Egegaz Aliaga. Они способны принимать по 10 млрд. куб. м/год. И, что особенно важно для Украины, неиспользованная на сегодня мощность по разжижению газа на этих терминалах составляет около 4 млрд. куб. м. То есть ровно столько, сколько нужно Киеву, чтобы давить на “Газпром”. Для сравнения: эти “спящие” турецкие мощности составляют примерно половину того объема газа, которой Украине пришлось в пожарном порядке закупать у Словакии в 2014 г. Тогда в Киеве о турецком варианте импорта почему-то никто и не думал, все дружно зациклились на реверсе из ЕС.
Вариант с закупкой газа в Катаре через Турцию выглядит для Украины более привлекательным еще и по ценовым параметрам. Например, розничные турецкие цены в прошлом году составляли $188-$200/тыс. куб. м. Оптовые, а не розничные цены Польши в начале 2018 г. колебались в диапазоне $265-295/тыс. куб. м по среднесрочному 5-летнему контракту на поставку газа в Свиноуйце. А средние минимальные цены российского газа, поставляемого в ЕС по долгосрочным контрактам на 10-25 лет, на начало 2018 г. составляли от $190/тыс. куб. м для компаний-импортеров из Германии до $240/тыс. куб. м для стран Южной и Восточной Европы.
С апреля 2017 г. розничные цены трубопроводного газа в Украине намного выше турецких. И даже намного выше польской оптовой цены дорогого сжиженного газа в порту. В частности, в зависимости от валютного курса у “конфорки потребителя” стоимость газа в Украине составляла $278-290/тыс. куб. м. Что касается средних оптовых цен импорта газа в нашу страну, то они вполне естественно росли на пике отопительного сезона и достигали $224, $252 и $272/тыс. куб. м с октября по январь соответственно. (ubr.ua/Химия Украины и мира)