Сектор автогаза Польши по итогам 2017 года вырос на 7% до 1,915 млн. т, следует из отчета польской отраслевой ассоциации POGP. Общий объем потребления LPG в стране составил 2,5 млн. т, увеличившись на 5,9%. РФ укрепила позиции основного поставщика пропан-бутана в Польшу, нарастив свою долю до 70% импорта. Количество автомобилей с ГБО выросло на 105 тыс., составив более 3 млн. единиц, или почти 15% парка легковушек страны
Потребление LPG в Польше в 2017 г. составило 2,5 млн. т, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 5,9%, следует из опубликованного отчета польской отраслевой ассоциации POGP. В последние несколько лет польский рынок LPG снова растет после тенденции к снижению, наблюдавшейся в 2006-2014 гг. Уровень потребления газа в 2017 г. был на 16%, или на 350 тыс. т выше, чем в 2013 г.
Сектор LPG по итогам прошлого года снова продемонстрировал самый большой рост потребления. Так, в 2017 г. общий объем продаж автогаза на АЗС составил 1,915 млн. т, увеличившись на 7% по отношению к показателю 2016 г. Доля пропан-бутана в структуре потребления выросла на 0,8% до 76,8%. Доля продаж сжиженного газа в баллонах составила 11,4% рынка, в газгольдерах – 11,8%.
Как и в предыдущие годы, рынок LPG в Польше оставался в значительной степени зависимым от импортных поставок. Внутреннее производство газа снизилось по сравнению с 2016 г. на 2,3% и составило 430 тыс. т, что обеспечило 17,2% внутреннего спроса на продукт.
Как подчеркивается, сейчас внутреннее производство покрывает более значительную долю рынка, чем в начале 2000-х годов, несмотря на рост импорта. Так, в 2000-е производители обеспечивали лишь 10-13% потребления LPG. Если к объемам выпуска продукции польскими заводами PKN Orlen и LOTOS добавить поставки с их дочерних предприятий из Литвы и Чехии, то можно сказать, что польские концерны совокупно покрыли порядка 25% спроса на сжиженный газ.
Значительная часть спроса по-прежнему удовлетворяется за счет импорта из стран Таможенного союза, для которых Польша является важным рынком сбыта продукции. Общие объемы импорта ресурса в Польшу в 2017 г. составили 2,36 млн. т, увеличившись по сравнению с 2016 г.м на 165 тыс. т, или на 8%. В течение года серьезных перебоев с импортными поставками не наблюдалось, отмечают в POGP.
Список стран-поставщиков LPG в Польшу существенно не изменился, однако доля России продолжила расти, вытесняя других поставщиков из ТС – Казахстан и Беларусь. Так, доля РФ составила 70,3% от общего объема импорта, тогда как в 2016 г. она была на уровне 59%. Поставки LPG из России составили 1,66 млн. т в 2017 г., а в 2016 г. они находились на уровне 1,3 млн. т, что составляло около 20% общего объема экспорта ресурса из РФ.
По итогам 2017 г. важность польского рынка для российских экспортеров увеличилась и может составлять уже порядка четверти поставок продукта из РФ за границу. Из Казахстана в Польшу в прошлом году было ввезено 293 тыс. т, или 12,4% от общего объема импорта в страну. Из Беларуси поступило 82 тыс. т LPG, или 3,5% импорта. Суммарно на поставки из стран ТС приходится более 86% импорта.
Россия серьезно потеснила на польском рынке позиции казахстанских и белорусских производителей. По итогам 2017 г. импорт из России в Польшу вырос более чем на 600 тыс. т по сравнению с 2014 г., тогда как объемы импорта из Казахстана и Беларуси стабильно падали. Так, поставки из Казахстана за этот же период сократились на 225 тыс. т до 293 тыс. т, из Беларуси – на 154 тыс. т до 82 тыс. т. Это объясняется тем, что Казахстан начал поставлять больше LPG на рынки Азии, а Беларусь нарастила объемы экспорта в Украину.
В результате резкого сокращения доли Беларуси на польском рынке Литва по итогам 2016 г. смогла стать третьим по размерам поставщиком LPG в Польшу. В прошлом году она укрепила свои позиции. Всего с 2014 г. балтийская страна нарастила объем ввезенного топлива в Польшу на 60 тыс. т до 161 тыс. т в 2017 г., что составляет около 7% общего объема импорта.
На поставки из других стран приходятся оставшиеся 7% импорта сжиженного газа в Польшу. В прошлом году из Швеции было ввезено 50 тыс. т пропан-бутана, из Латвии – 27 тыс. т, из Чехии – 34 тыс. т, из Великобритании – 26 тыс. т, из Германии – 20 тыс. т. Небольшие партии товара поступали из таких стран, как Нидерланды (8,8 тыс. т), Норвегия (8 тыс. т), Бельгия (3,5 тыс. т), Испания (2 тыс. т) и Дания (1,7 тыс. т).
Что касается способов доставки ресурса в Польшу, то основным является железная дорога. На железнодорожные перевозки приходится 72% импорта, на морские – 15%, остальное – на поставки автотранспортом, объем которых сократился в последние годы. В отчете POGP подчеркивается, что 72% продукции, поставляемой морским транспортом, поступает из РФ.
Общая стоимость импорта составила почти EUR890 млн., или EUR0,37/кг. В 2017 г. средняя цена импортного LPG в евро была на 40,2% выше, чем в 2016 г, что объясняется в основном ростом мировых котировок на нефть и, соответственно, на нефтепродукты.
Несмотря на зависимость от импорта, Польша также экспортирует значительные объемы LPG. В 2017 г. экспорт пропан-бутана из Польши увеличился на 5,4% и составил 295 тыс. т. Основным получателем продукта была Германия, куда было отправлено 77 тыс. т LPG, или 26,1% от общего объема экспорта. Крупными получателями стали Венгрия и Чехия, куда было экспортировано по 55 тыс. т пропан-бутана, или по 18,6% экспорта. Поставки в Словакию составили 28 тыс. т, в Сербию – 22,4 тыс. т, в Словению – 19 тыс. т, в Украину – 8 тыс. т, в Италию – 3,9 тыс. т, в Нидерланды – 1 тыс. т.
Тотальное увеличение. Рост рынка автогаза Польши в 2017 г. проходит на фоне благоприятного соотношения цен на LPG и другие виды моторного топлива. В результате оживился и спрос на установку ГБО. Кроме того, было зафиксировано резкое увеличение количества пунктов продаж автогаза. Как отмечается в докладе POGP, по состоянию на конец 2017 г. в Польше насчитывалось 6287 точек продаж LPG, что почти на тысячу станций больше, чем годом ранее. Правда, в докладе подчеркивается, что увеличение обусловлено изменением подхода к учету топливной инфраструктуры, а не результатом новых инвестиций. Другими словами, станции пересчитали по-новому, их количество выросло с 5390 единиц в конце 2016 г. до 6287 в конце 2017 г. Управляющий директор POGP Анджей Олеховски не смог оперативно прокомментировать эти цифры, отметив лишь, что речь не идет о фактическом увеличении количества станций. В таком случае можно предположить, что рынок продолжил выходить из тени.
В докладе ассоциации также отмечается, что в государственном Управлении по регулированию энергетики продолжается работа по подсчету объектов топливной инфраструктуры и вскоре будут опубликованы уточненные данные об общем количестве АЗС, а также о числе отдельных LPG-модулей. В конце февраля 2018 г. появились первые цифры от управления инфраструктуры, согласно которым общее количество АЗС в стране составляет 7655 единиц, в том числе 5412 станций, где продается LPG. Это означает, что 86% АЗС Польши имеют модули автогаза. В то же время количество точек, где можно заправиться только LPG, составляло 875 единиц. При этом в POGP отметили, что такие данные стали своего рода сюрпризом для участников рынка. Их удивило как общее количество АЗС, так и низкое число отдельно стоящих LPG-модулей. По информации польской топливной ассоциации POPiHN, в конце 2017 г. в Польше было 6643 АЗС, что также почти на 1000 единиц отличается от новых данных, полученных от правительства.
В POGP считают, что в 2018 г. произойдет прорыв с точки зрения прозрачности и полноты информации о розничном рынке топлива. Вскоре в Польше должен полноценно заработать портал, где будет опубликована вся информация о топливном секторе.
На ГБО. Согласно последним данным, в 2017 г. общее количество транспортных средств, работающих на LPG, составляло 3,082 млн. единиц, увеличившись на 105 тыс. единиц по сравнению с 2016 г., говорится в докладе POGP. Компании, занимающиеся установкой ГБО на автомобили, отметили рост спроса на свои услуги в прошлом году. В то же время в отчете ассоциации уточняется, что последние данные государственных структур показывают неполноту доступной ранее информации о зарегистрированных в Польше автомобилях. Так, часть автомобилей, возможно, уже не эксплуатируется или просто “не существует”, говорится в отчете POGP.
Согласно опубликованным ранее официальным данным, по состоянию на конец 2016 г. в стране было зарегистрировано 21,675 млн. легковых автомобилей, что составляет 75,7% от общего числа транспортных средств. Это означает, что на каждую тысячу человек приходится 564 легковых автомобиля. Из них 54,8% авто работают на бензине, 30,7% – на дизельном топливе, 14,5% – на автогазе (то есть имеют установленное ГБО). Доля автомобилей с ГБО фактически не изменилась по сравнению с 2016 г. В отчете POGP подчеркивается, что ни в одной другой стране ЕС нет такой большой доли автомобилей с газобаллонным оборудованием.
Налоги. Несмотря на рост потребления, в профильной ассоциации считают, что налоговая нагрузка на пропан-бутан могла бы быть меньшей. В частности, в отчете отмечается, что процентное соотношение ставок акциза на LPG и на бензин в Польше в 2017 г. было значительно выше, чем в Италии, Нидерландах и Германии. В Италии – стране с развитым рынком LPG – это соотношение было на 7,3% ниже, чем в Польше. В Германии и Нидерландах налогообложение автогаза также было более благоприятным. Если в Польше ставка акциза на автогаз составляет около 28% ставки на бензин, то в Германии – около 16%.
В докладе POGP подчеркивается, что ставка акциза на автогаз в Польше выше европейских рекомендаций, которые установлены на уровне EUR125/т. Согласно среднему курсу злотого к евро, в 2017 г. ставка акциза в Польше составляла более EUR157/т, что почти на 26% выше, чем минимально рекомендованная в ЕС. Принимая во внимание другие налоги, в том числе топливный сбор и налог на запасы (который, к слову, вскоре могут ввести в Украине), общая налоговая нагрузка на автогаз без учета НДС в размере 23% составляла EUR218,3/т, что почти на 75% выше минимального рекомендованного в ЕС уровня, отмечают в POGP.
В 2017 г. фискальное бремя составило 42,8% от среднегодовой розничной цены автогаза, тогда как в 2016 г. оно было на уровне 46,5%. Снижение доли налогов в цене LPG обусловлено ростом мировых цен на пропан-бутан, в то время как ставки налогов не изменились. Тем не менее, автогаз был очень привлекательным топливом в 2017 г. Как и в предыдущие годы, наблюдалось благоприятное процентное соотношение цен на LPG и на бензин А-95. Так, среднегодовая розничная цена автогаза составляла 45,4% от цены 95-го бензина.
Таким образом, Польша остается крупнейшим рынком автогаза в Европе с перспективами дальнейшего роста. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)