По итогам I полугодия дисбаланс между импортными поставками реактивного топлива в порт Николаева и последующими отгрузками по железной дороге достиг 64 тыс. т. Это более 20% всего объема украинского рынка керосина за этот период. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на собственное исследование рынка.
За шесть месяцев в Николаев танкерами было поставлено 78,1 тыс. т реактивного топлива, из которых всего 14,5 тыс. т (около 16% от объема) были вывезены с территории порта по железной дороге. Объем автомобильных отгрузок с порта неизвестен, однако в южном и центральном регионах, куда логистически такие поставки возможны, нет столь крупных конечных потребителей авиатоплива. Также в Николаеве нет мощностей для хранения такого объема.
Основным импортером топлива через порт Николаев является группа “Трейд Коммодити”. Она также остается лидером по импорту керосина, хотя не является оператором заправки самолетов ни в одном из аэропортов.
За первое полугодие компании “Трейд Коммодити” импортировали 72,5 тыс. т, или треть от всех импортных поставок за отчетный период. Основной объем импорта проходит через компанию “Ферст Групп”, которая с этого года управляет мини-НПЗ в Каменском, где производит ДТ и бензин.
Всего за первое полугодие 2018 г. в Украину было импортировано 214,1 тыс. т реактивного топлива, из которых 61% (131,9 тыс. т) – по морю. Морской импорт РТ осуществляется через три порта. Кроме Николаева (принял 78,1 тыс. т), топливо поступает в Южный (47,3 тыс. т) и Херсон (6,6 тыс. т). Дисбаланс между поставками и отгрузками в этих портах также имеет место, но он на порядок ниже, чем в Николаеве, и может объясняться остатками топлива.
По железной дороге в Украину в первом полугодии было поставлено 82,2 тыс. т, что на 46% больше, чем на аналогичный период 2017 г. Из них 53 тыс. т поступило из Литвы, 29,2 тыс. т – из Беларуси.
Отгрузки авиатоплива из Кременчугского НПЗ на внутренний рынок за 6 месяцев увеличились на 23% до 98 тыс. т.
Соответственно баланс рынка авиационного топлива по итогам первого полугодия составил 317,6 тыс. т. Это на 34% больше, чем в I полугодии 2017 г. При этом, по официальным данным Госавиаслужбы, рост пассажиропотока через украинские аэропорты за отчетный период составил 26%, а количество рейсов украинских авиакомпаний – на 8%.
Опережающие темпы роста поставок авиатоплива могут объясняться его нецелевым использованием. Эксперты и участники рынка считают, что керосин может смешиваться с дизельным топливом и продаваться под видом ДТ. Смешивание топлив имеет экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (EUR139,5/тыс. л) и авиатопливо (EUR21/тыс. л). Косвенным подтверждением нецелевого использования авиатоплива является дисбаланс импорта и отгрузок дизельного топлива в порту Николаева. В 2017 г. порт принял 153,1 тыс. т ДТ, а отгрузил жд-транспортом 182,2 тыс. т. Кроме того, из порта идут крупные отгрузки ДТ автотранспортом, о чем говорят местные операторы и потребители. Аналогичный дисбаланс наблюдается и в 2018 г.: при импорте по морю 46,4 тыс. т ДТ по железной дороге из порта было отгружено 59,3 тыс. т (+12,9 тыс. т).
“Очень много появилось топлива с предельно низкой плотностью, если мы привыкли видеть ДТ плотностью 0,830 г/куб. см, то сейчас на рынке полно ДТ с погранично низким показателем – 0,812-0,820 г/куб. см, что, на мой взгляд, имеет только одно объяснение – керосин смешивается с дизельным топливом. Во-первых, таким образом происходит оптимизация по налогам, во-вторых, мы видим, что по качеству эти показатели предельны”, – рассказал директор “А-95” Сергей Куюн.
Тот факт, что авиационное топливо некоторые участники рынка смешивают с дизельным топливом, подтвердил начальник Энергетической таможни ГФС Игорь Пиковский. При этом он подчеркнул, что это точно не происходит в зонах таможенного контроля. “Действительно, мы все прекрасно понимаем, что авиационным топливом “бодяжат” соляру и говорить о чем-то другом кроме слова “бодяжат”, думаю не имеет смысла”, – рассказал И. Пиковский.
В последнее время участились сообщения о низком качестве дизельного топлива, поставляемого из порта Николаева конечным потребителям. Жалобы поступали, в частности, от аграриев южных регионов, которые винили некачественное топливо в поломке сельхозтехники.
Между тем программа по борьбе с контрабандой, объявленная в июне премьер-министром Гройсманом, не содержит упоминаний о нецелевом импорте авиакеросина. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)