Более 10% мирового рынка пестицидов являются нелегальными. Бизнес продажи контрафактных или фальсифицированных средств защиты растений входит в десятку самых прибыльных. В Украине цена вопроса – $2 млрд.
Чем грозят украинцам подделки средств защиты растений и кто зарабатывает на нашем здоровье?
Почему гибнут пчелы. В этом году в Украине фиксируют массовую гибель пчел. Пчеловоды недавно даже провели акцию “захоронение пчелы” по образцу своих европейских коллег под стенами Кабинета министров. Они требовали уголовной ответственности за применение некачественных пестицидов. Количество обращений к Госпродпотребслужбе выросло в разы по сравнению с прошлым годом – убытки фиксировали пасечники почти во всех регионах.
По словам исполнительного директора союза пасечников Украины Татьяны Сушко, если прошлые сезоны регистрировали по 5-6 случаев смертей семей пчел, то в этом обращений уже десятки. По предварительным подсчетам союза, погибло не менее 35-40 тыс. пчелосемей, а финансовые потери песчаников достигли 100-120 млн. грн. Сушко утверждает, что причиной ситуации стало использование некачественных пестицидов на полях часто неизвестного происхождения.
Почему проблема с массовой гибелью пчел появилась так остро именно сейчас, а не раньше – ведь обрабатываются поля пестицидами и другими химикатами каждого сезона?
Как рассказывает заместитель директора Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя Александр Кравчук, скорее всего, насекомые погибли именно из-за неправильного использования химикатов и отсутствия достаточной коммуникации между фермерами и пчеловодами. “Здесь сыграло роль сразу несколько факторов. Это и незнание правилам поведения при опрыскивании, несоблюдение инструкций производителями. Есть еще один фактор, о котором говорят мало, – количество фальсифицированных и контрафактных пестицидов и агрохимикатов, которые буквально заполонили рынок в текущем году “, – говорит Кравчук.
“Черный” рынок пестицидов растет как на “дрожжах”. По информации экспертов отрасли, рынок фальсификата СЗР на территории Украины составляет от 20% до 30%, а в розничной торговле достигает 80-90%. Специалисты подсчитали, что объем украинского рынка средств защиты растений составляет около $ 2 млрд., это является неплохим стимулом для торговцев фальсификатом.
“Если у нас есть проблема с контрабандой и фальсификатом, то гибель пчел является вполне ожидаемой проблемой. С другой стороны, имеем еще и такую ситуацию: агропроизводитель приезжает на свое поле, а там стоят чьи-то ульи, никто не знает чьи они. В конце удается узнать, что их владелец с соседней области, он сообщает, что никому ничего не должен, сообщать куда он отвез пасеку он не должен “, – комментирует Влад Седик, президент фитосанитарному ассоциации Украины.
Лазейки для нелегальной “химии”. Можно предположить, что ситуация с отравлением пчел в этом году ухудшилась именно из-за активизации незаконного оборота нелегальных пестицидов и агрохимикатов, но это только один из факторов этой цепи.
В конце июня СБУ перекрыла канал поставки из Китая средств защиты растений неизвестного происхождения, которые завозились в Украину под видом лицензированных европейских препаратов. Правоохранители изъяли партию в 139 т пестицидов на общую сумму почти 18 млн. грн. Известно, что контрабандный груз реализовывали по всей Украине. “Фактически нарушители осуществляли торговлю препаратами, которые не проходили обязательной государственной регистрации в Украине и, соответственно, не разрешены к ввозу. В процессе таможенного оформления декларации вносились недостоверные данные, якобы СЗР изготовлены на территории Евросоюза и имеют госрегистрацию. А сотрудники таможенных и экологических органов умышленно не видели несоответствия в препаратах, которые ввозились под видом качественных СЗР “, – сообщил советник министра внутренних дел Михаил Апостол.
В Госпродпотребслужбе жалуются на то, что в течение последних 4 лет в Украине действовал мораторий на проведение плановых мероприятий государственного надзора в ряде сфер, в том числе и защиты растений. Это сделало невозможным осуществление контроля за своевременным проведением операторами рынка и гражданами мероприятий, качающихся защиты растений, и выполнение регламентов применения СЗР. Чтобы как-то повлиять на ситуацию в Госпродпотребслужбе готовят предложения о внесении изменений в законы” О пестицидах и агрохимикатах”, “О защите растений”, “О лицензировании видов хозяйственной деятельности”, ” О пчеловодстве” и Уголовный кодекс Украины.
Однако, по мнению Владислава Седика, предложенный Госпродпотребслужбой и Минагрополитики механизм урегулирования проблем массовой гибели пчел и фальсификата через введение лицензий на торговлю никакого эффекта не даст. Законом Украины “О лицензировании видов хозяйственной деятельности” предусмотрено, что субъект хозяйствования, который имеет лицензию, обязан соблюдать лицензионные условия. Положения этого документа устанавливают исчерпывающий перечень требований, обязательных для выполнения лицензиатом. По его мнению, это дублирующий документ действующих требований. “Возникает вопрос: зачем дважды проверять требования к субъектам хозяйствования. Проблема контрабанды и фальсификата средств защиты растений состоит в том, что субъекты, которые этим занимаются, никогда не пойдут получать разрешительные документы. То есть Госпродпотребслужба об их существовании даже не догадывается, значит и проверить не может. Более того, проверки “белого” бизнеса тоже не дадут никакого эффекта. Ведь контрабанду и фальсификат хранят в гаражах и подвалах, а не на легальных складах. Вот на выходе и имеем – проверяют легальный бизнес, а контрабанда и фальсификат как были, так и остались “, – считает Владислав Седик.
По мнению эксперта, реальный механизм урегулирования проблемы заключается во взаимодействии всех уполномоченных органов. И ключевую роль в этом должна занимать Государственная фискальная служба.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что в Украине разрешается реализация только тех средств защиты растений, которые зарегистрированы и прошли соответствующие испытания. Поэтому уполномоченные органы контроля на границе должны более тщательно обращать внимание на вещества, которые завозятся, и контролировать их дальнейшее использование.
По словам координатора программ развития Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FАО) Михаила Малкова, распространение контрафактных и фальсифицированных пестицидов происходит двумя путями: благодаря ввозу фальсифицированных препаратов из-за границы и через внутреннее производство поддельных пестицидов.
Подтверждает ситуацию и Владислав Седик. По его словам, фальсификат завозят в Украину не только в виде готовых препаратов, но и в виде действующих веществ, из которых потом “смешивают” препараты уже в Украине. “Когда говорят, что у нас много фальсификата, то это значит, что его откуда-то привезли, это означает – либо на границе не все хорошо, либо его сделали в Украине. Действующие вещества у нас не синтезируют, то есть их завозят как отдельные компоненты, вне состава готовых препаратов. Чтобы подобное прекратилось, необходимо, чтобы ГФС показала, кто и сколько возил и как потом использовали эти вещества “, – считает эксперт.
Специалисты сходятся во мнении, что в Украине слишком много точек входа для пестицидов, растаможкой средств защиты растений не должен заниматься каждый таможенный пункт. Вместе с тем проблемами являются и низкий уровень опыта таможенных инспекторов, низкий потенциал таможенных лабораторий, отсутствие профилей риска для пестицидов в существующей системе управления таможенными рисками, нулевой уровень международного таможенного сотрудничества.
Вывезти нельзя сжечь. Кроме вопросов с таможней и отсутствием в течение последних 4 лет проверок, еще один канал распространения фальсифицированных пестицидов – пробелы в системе управления отходами: отсутствие экологически безопасной утилизации поддельных пестицидов, временных хранилищ для задержанных поддельных препаратов, кроме того, не работает должным образом система учета тары.
Михаил Малков рассказал о довольно распространенное явление в Украине – продажа препаратов с истекшим сроком годности, которые должны идти на утилизацию.
Непригодные пестициды накапливались в Украине еще с советских 1970-х на стихийных свалках. Это так называемые “советские могильники”. Часто они хранятся без присмотра под открытым небом. Их объемы варьируются даже в официальных источниках от 8500 т до 11500 т. Другая категория непригодных пестицидов – это те, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности агропроизводителей и становятся непригодными к использованию из-за исчерпания срока годности, неправильного хранения и тому подобное. К сожалению, в Украине нет действующего механизма сбора и утилизации использованной тары из-под препаратов, что также стимулирует дельцов развивать свой нелегальный бизнес. Кое-где аграрии сами “помогают” производителям фальсификата, продавая пустую тару из-под препаратов за наличные.
Барьеры для подделок. Агропроизводители сегодня оказались между “молотом и наковальней”. С одной стороны, – есть засилье относительно дешевого фальсификата, с другой – отсутствие доступа у фермеров к новым инновационных препаратов с более качественными действующими веществами.
После принятия в конце 2016 г. поправки о необходимости подтверждения обязательной государственной регистрации пестицидов в стране, где они производятся, образцы новейших препаратов не могут завозиться на территорию нашей страны для прохождения государственных испытаний. Это только усилило проблему с фальсификатом, ведь на рынок не поступают инновационные вещества нового поколения, которые подделать гораздо сложнее, чем хорошо известные “старые” препараты.
Как можно уменьшить проблему? Первое, что можно было бы сделать, – ввести лицензирование импорта действующих веществ как отдельных компонентов. При завозе пестицида компании необходимо предоставить перечень разрешительных документов, результатов испытаний и проверок. Однако завоз действующих веществ как отдельных компонентов никто не контролирует. С этого технического продукта часть идет на производство так называемых “украинских” препаратов, ведь синтеза препарата в Украине нет. А другая часть как раз и является потенциальным источником фальсификата. Кроме того, в Украине до сих пор не существует специальных мощностей для уничтожения непригодных пестицидов, при этом Министерство экологии и природных ресурсов Украины не предоставляет разрешений на вывоз химических отходов за границу для их утилизации на специализированных заводах. Вопрос открытия так называемой трансграницы с целью утилизации непригодных пестицидов до сих пор решается Кабинетом министров.
Вполне действенные инструменты борьбы с фальсифицированной или контрафактной “химией” известны и прописаны, Украина не является уникальной страной в этом смысле, однако наша уникальность может проявиться в другом – “желании” все эти меры ввести.
Вопрос экологии в стране, где за чертой бедности находится 80% населения, представляется не слишком актуальным, однако слишком лакомым к злоупотреблениям и манипуляциям, – мутной водой, в которой легче поймать рыбку.
Задача же общества – наблюдать за прозрачностью всех процессов и предложений, чтобы Украина не придумывала свой “велосипед”, а придерживалась международных требований к надлежащему контролю за опасными веществами для нашего здоровья. (epravda.com.ua/Химия Украины и мира)