Украинский рынок автогаза уже более полугода живет с новым ДСТУ EN 589:2017. Трейдеров нововведение как будто застало врасплох, однако принесло позитивный эффект: и производители, и операторы стали больше внимания уделять качеству LPG, некоторые начали обустраивать лаборатории для проведения анализов. Впрочем, ощущается недостаток емкостей для раздельного хранения разных партий СУГ, отчего качество газа может страдать.
Украинский рынок LPG уже несколько лет входит в десятку крупнейших в мире. Более того, по объемам он вплотную приблизился к первой пятерке и может ворваться в нее в ближайшие год-два. При этом украинские продавцы пропан-бутана до 2018 г. использовали советский и морально устаревший стандарт на автогаз, введенный в 1987 г. Ситуацию надо было исправлять, над чем Украинская ассоциация сжиженного газа работала несколько лет, лоббируя утверждение нового ДСТУ. Наконец, 1 февраля этого года в Украине начал действовать новый стандарт на автомобильный пропан-бутан (ДСТУ EN 589:2017), который гармонизирует украинское законодательство в этой сфере с законами Евросоюза.
Несмотря на длительную подготовку к утверждению нового ДСТУ, из-за перехода на него на рынке возникла небольшая суматоха среди трейдеров, отметила замначальника по контролю качества нефтепродуктов сети АЗС WOG Валентина Кравчук. При этом украинские производители заявляли, что готовы к выпуску продукта в сроки, да и многие поставщики импорта также имели возможности продавать в Украину газ, соответствующий стандартам ЕС. Тем не менее, сейчас параллельно действуют два других стандарта на пропан-бутан: советский ГОСТ 27578-87 для автогаза, который является действительным до конца этого года, а также ДСТУ 4047 для бытового LPG.
Технические моменты. Если сравнить требования трех действующих сейчас стандартов, то можно увидеть, что в них содержится много аналогичных норм, но по принципиальным показателям есть различия. Во-первых, введение EN 589 означает ужесточение требований к доле серы в топливе. Так, согласно советскому стандарту, массовая доля серы в автогазе не должна превышать 100 ppm, по новому стандарту – не более 50 ppm. По словам Кравчук, в ЕС готовятся к ужесточению требований относительно серы в автогазе и намерены сократить ее до 35 ppm.
Важным моментом также является требование о полном отсутствии в составе автогаза сероводорода, подчеркнула Валентина Кравчук. И старый стандарт на автогаз, и стандарт на бытовой газ допускают наличие в LPG сероводорода на уровне до 30 мг/кг. Это очень агрессивный компонент, который негативно влияет на металлические детали двигателя и ГБО. Кроме того, в новом ДСТУ введены такие показатели, как октановое число, содержание воды и коррозия медной пластины. В советском стандарте на автогаз не было требования к октановому числу. Согласно EN 589, оно должно составлять не менее 89.
Впрочем, как считает Валентина Кравчук, новый стандарт имеет и некоторые недоработки. В частности, стандарт не регламентирует доли пропана и бутана в смеси. Кроме того, нет жестких сезонных требований, их страны ЕС могут устанавливать в индивидуальном порядке, отметила Кравчук: “Из собственного опыта хочу сказать, что если в летнее время содержание пропана превышает 60%, потребитель это сразу чувствует”. В частности, клиенты говорят, что у них увеличивается расход топлива и предъявляют претензии к АЗС как к продавцу. Тем не менее, в ДСТУ есть норма о давлении насыщенного пара, которое зависит от состава пропан-бутановой смеси. Другими словами, при соблюдении всех требований стандарта потребитель в итоге получит качественный газ.
Импульс. По мнению Валентины Кравчук, введение стандарта EN 589 стало импульсом для дальнейшего развития рынка автогаза. Она отметила, что рынок вырос и развился настолько, что качество газа стало важным как для потребителя, так и для продавцов, которые конкурируют между собой и по этому показателю. На заправках продается больше литров СУГ, чем традиционных видов топлива – бензинов и ДТ. По данным UPECO, в 2017 г. на АЗС Украины было продано 1,8 млрд. л ДТ, 2,17 млрд. л бензинов и 2,79 млрд. л LPG. Можно сказать, что без учета промышленного потребления СУГ стал самым популярным видом автомобильного топлива. Правда, в тоннах бензин по-прежнему чуть обходит СУГ. По информации Госкомстата, в 2017 г. на АЗС было продано 1,6 млн. т бензинов. Тогда как объем розничных продаж LPG, по оценкам UPECO, составил приблизительно 1,5 млн. т.
Что касается источников наполнения рынка, то они кардинально не меняются. Поставки из России продолжают расти, несмотря на войну и санкции. Не повлияло на ситуацию и введение нового ДСТУ на автогаз. По данным UPECO, в 2017 г. из РФ было ввезено 773 тыс. т пропан-бутана, что составляет около 49% от общего объема потребления продукта в стране. Украинские производители поставили 411 тыс. т (25%), а из Беларуси было ввезено порядка 300 тыс. т (19%). Объемы импорта растут вместе с общими объемами потребления СУГ в стране, которые в 2017 г., по данным UPECO, составили 1,59 млн. т (на 7,5% больше, чем в предыдущем году). Из них на импорт приходится 1,18 млн. т, что на 9,4% больше, чем в 2016 г.
Львиная доля зарубежного газа, который поступает в Украину, ранее соответствовала нормам нового ДСТУ EN 589. В частности, белорусские производители СУГ несколько лет назад перешли на стандарты EN 589. Терминал “Трансэкспедиция”, который в основном переваливает российский реэкспортный газ, выдает паспорта качества EN 589. Продукция основного предприятия, которое поставляет сжиженный газ из России, – “Новокуйбышевской нефтехимической компании” “Роснефти” – соответствует требованиям нового ДСТУ.
Контроль. Как рассказала Валентина Кравчук, качество газа может не соответствовать документам, поэтому нужно проводить проверки продукта, который завозится в страну. Если контролировать на границе большие партии LPG (например, танкерные) легче, то мелкие гораздо сложнее. Если СУГ ввозится автомобильным транспортом, то проверить качество каждого газовоза фактически невозможно либо же нужны большие объемы финансирования и много мобильных лабораторий.
Ухудшение качества пропан-бутановой смеси может произойти и на следующем этапе его транспортировки к конечному потребителю. Когда СУГ проходит таможню, его отвозят на нефтебазы, где смешиваются разные партии продукта. По словам Кравчук, на АЗС поступает LPG с документами, которые могут не соответствовать реальному качеству продукта из-за того, что нет их раздельного хранения. Эта проблема является системной для Украины, сказала менеджер сети WOG. В целом инфраструктура не поспевает за развитием рынка СУГ, подчеркнула Кравчук. В частности, на нефтебазах недостаточно резервуаров для хранения пропан-бутана. Перед тем как отгружать пропан-бутан в газовозы и поставлять на АЗК, нужно осуществлять его проверку, чтобы качество газа соответствовало документам на него. “Однако никто этого не контролирует. Этим вопросом занимаются только крупные операторы”, – сказала Кравчук.
Кроме того, для обеспечения надлежащего качества газа рынку не хватает такого документа, как Технический регламент, а также лабораторий, которые могут проводить анализ продукта. Кравчук еще раз напомнила о старой проблеме – фактическом отсутствии контроля со стороны госорганов. Можно утверждать, что государственный рыночный надзор на сегодняшний день не осуществляется. Операторы АЗС вынуждены сами следить за качеством пропан-бутана для поддержания хорошей репутации. И Государственная экологическая инспекция, и Госслужба по вопросам защиты прав потребителей своих функций не выполняют из-за недофинансировая.
Однако после принятия нового ДСТУ наметились некоторые позитивные изменения: украинские производители пропан-бутана озаботились повышением качества газа собственного производства и начали заниматься созданием лабораторий для контроля качества продукта. Зарубежные поставщики начали предлагать Украине в основном газ стандарта EN 589. В среде трейдеров также начинают больше внимания уделять качеству пропан-бутана, а ряд компаний закупает оборудования для создания лабораторий. Требования к поставщикам со стороны украинских трейдеров также выросли.
Удивительно, что в Украине всего четыре аккредитованных лабораторий могут выполнять анализ газа на соответствие нормам ДСТУ EN 589. Таковыми являются: “Инспекторат Украины”, “СЖС Украина”, «Укртатнафта» и “Глобус-Петролеум”, заявила Валентина Кравчук. Чтобы создать лабораторию, в которой можно проводить такой анализ, нужны немалые финансовые затраты. По словам Кравчук, закупка основного оборудования, которое позволит делать анализ пропан-бутана по 10 показателям, заложенным в EN 589, обойдется в EUR183 тыс., а общая стоимость создания лаборатории составит порядка EUR207 тыс. При этом Валентина Кравчук отметила, что это цифра предусматривает покупку бюджетного оборудования и не учитывает затрат на строительство помещения для лаборатории. Она также сказала, что порядка EUR105 тыс. стоит только прибор-анализатор для определения в топливе доли серы. Естественно, такие затраты могут позволить только крупные сети АЗС или компании, которые помимо розничного рынка являются поставщиками и продают СУГ оптом. Для мелких игроков создание собственных лабораторий не имеет экономического смысла. Впрочем, для рынка гораздо более важно увеличить количество государственных мобильных лабораторий, которые заставят в первую очередь оптовиков следить за качеством СУГ, тогда и в розницу будет поступать надлежащий продукт. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)