После резкого роста цен на бензин весной, с которым пришлось разбираться президенту Владимиру Путину, руководители крупнейших нефтяных компаний в конце мая согласились заморозить цены на заправках. Правительство в ответ на это снизило акцизы на бензин и дизель. Но владельцы заправок не смогли постоянно удерживать цены на фоне дорожающей нефти и ожиданий роста акцизов с 1 января 2019 г.
Владельцы независимых сетей заправок, у которых в отличие от крупнейших нефтяных компаний нет ни добывающих активов, ни НПЗ, формально не были частью соглашения с правительством, но для сохранения клиентов тоже удерживали цены. Однако некоторые уже начали их повышать. Так, в начале октября стало известно, что Петербургская топливная компания подняла цены на дизтопливо сразу на 4 руб. до 50 руб./л., почти до такого же уровня цены подняли красноярские сети АЗС “КНП” и “25 часов”.
Отпустить цены на топливо хотят не только владельцы независимых сетей, но и нефтяные холдинги. “Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты”, – говорил в сентябре предправления “Газпром нефти” Александр Дюков. У правительства была негласная договоренность с нефтяниками – начать понемногу отпускать цены осенью, рассказывал источник, близкий к правительству.
Первый признак скорого роста цен на АЗС – рост оптовых цен на бирже, которые нефтяники по договоренности с правительством также до сих пор пытались сдерживать. За первые три недели октября, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), оптовые цены на бензин АИ-92 выросли на 3,37% до 50,762 тыс. руб./т, на АИ-95 – на 1,71% до 55,7 тыс. руб./т, на зимнее дизельное топливо – на 4,31% до 55,9 тыс. руб./т. Летом оптовые цены практически не росли.
До конца года цены на топливо на заправках вырастут на 2-3 руб./л, уверен президент Независимого топливного союза (объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров) Павел Баженов. По его мнению, правительство начнет постепенно отпускать цены уже сейчас, чтобы избежать взрывного роста в 2019 г., который могут спровоцировать рост акцизов и НДС. Но источник, близкий к одному из профильных министерств, это опровергает. По его словам, сейчас усилия правительства направлены на то, чтобы “аккуратно войти в январь” с низкими ценами. Вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания 24 октября заявил, что обстановка “неустойчивая и напряженная”, но “ситуацию на топливном рынке удастся удержать под контролем”.
Как в России формируются цены на бензин? Цены на топливо в России зависят от цены на нефть, курса рубля и налогов: экспортных пошлин, акцизов и НДС. Весной цены на бензин взлетели на фоне роста всех трех параметров: с 1 января 2018 г. правительство повысило акцизы, выросли цены на нефть, а рубль ослабел, объяснял в августе Козак.
Рынок топлива – международный. Нефтяники стремятся зарабатывать в России столько же, сколько за рубежом. Но цена на нефть и курс рубля стали заметно влиять на топливные цены только с февраля с 2017 г., когда правительство ввело “бюджетное правило” и отвязало курс рубля от цены на нефть. Раньше экспортная цена топлива в рублях – альтернатива цене на внутреннем рынке – почти не менялась. Цена на нефть росла, рубль укреплялся и наоборот. С начала 2017 г. стал возможным одновременный рост цен на нефть и ослабление рубля, значит, и серьезный рост рублевой цены на топливо на экспортных рынках. В итоге в 2018 г. разница между экспортной альтернативой и внутренними ценами на бензин иногда доходила до 12-15 тыс. руб./т, на дизель – до 6-7 тыс. руб., говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Такого дисконта на внутреннем рынке в России не было никогда, утверждает эксперт.
Макроэкономические факторы почти непредсказуемы: на нефтяные цены будут влиять добыча нефти в Иране в условиях ограничительной политики США, а на курс рубля – новые американские санкции против России, говорит Борисов. На рынке еще никогда не было такой волатильности, это явление уже назвали “новой неопределенностью”, объясняет он.
“ВТБ Капитал” прогнозирует снижение цен на нефть в 2019 г. до $65/баррель (сейчас стоит около $75), а в течение трех лет – до $50/баррель, говорит экономист банка Александр Исаков. А международные трейдеры ждут возращения цены к $100/баррель.
Рубль, по прогнозу “ВТБ Капитала”, в следующем году ослабеет до 68,4 руб./$ (курс на 25 октября – 65,63 руб./$). Прогноз “Альфа банка” – 67 руб./$ до конца 2019 г., говорит главный экономист банка Наталья Орлова.
В 2019 г. в России вырастут налоги, которые прямо влияют на цены на бензин. С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо увеличатся в полтора раза до 12,314 тыс. руб. и 8,541 тыс. руб./т соответственно, а ставка НДС вырастет с 18% до 20% (на 1 тыс. руб. до 9,6 тыс. руб./т в текущих ценах). Рост налогов и сочетание других факторов может стать причиной скачка цен к высокому сезону – апрелю-маю 2019 г., предупреждает Баженов.
С 2019 г. в России также начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и рост НДПИ. Вместе с этим предусмотрен отказ от таможенной субсидии для нефтепереработки (эта субсидия предоставляется за счет сниженной таможенной пошлины на нефтепродукты по сравнению с пошлиной на нефть). Но правительство позаботилось о компенсации нефтяникам, так что в целом для отрасли маневр будет нейтральным, говорил в начале октября начальник департамента по работе с органами государственной власти “Газпром нефти” Павел Карчевский.
Как правительство собирается сдерживать цены? Главный механизм сдерживания цен – бюджетная субсидия (демпфирующая надбавка), которая будет выплачиваться нефтяникам. Она считается по формуле и применяется при определенных правилах: когда размер нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и налогов) выше цены внутреннего рынка, но не больше, чем на 10%. В 2019 г. она может обойтись бюджету в 630 млрд. руб., но 110 млрд. руб. из них бюджет вернет за счет роста НДПИ для отрасли. В результате, по подсчетам Vygon Consulting, надбавка почти полностью компенсирует нефтяникам рост акциза – 11,2 тыс. руб. из 12,3 тыс. руб. на тонну. Еще одна мера – введение заградительных пошлин на нефтепродукты в случае резкого роста цен на внутреннем рынке.
В условиях скачков на нефтяном рынке и неопределенности с курсом рубля наличие демпфирующей надбавки полностью не снизит напряженности в начале года, считает Борисов из E&Y. Отказ от повышения акцизов помог бы стабилизировать рынок, считает он. Нефтяники и Минэнерго неоднократно предлагали не повышать акцизы с 2019 г., но это предложение не было поддержано. Формально из-за того, что пострадают дорожные фонды, которые пополняются за счет акцизов на топливо. Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов еще летом говорил, что не видит проблемы в том, чтобы компенсировать выпадающие доходы дорожных фондов трансфертом из бюджета. Но от этой идеи отказались из-за категоричной позиции помощника президента Андрея Белоусова, который выступил за наполнение дорожных фондов исключительно за счет поступлений от акцизов, рассказали федеральный чиновник и собеседник, близкий к одной из нефтяных компаний. Представитель Белоусова не ответил на запрос.
Недавно Сазанов неожиданно раскритиковал все ранее обсуждаемые меры по стабилизации цен на топливо. По его словам, налоговые и тарифные меры уже не работают: снижение акцизов или увеличение демпфирующей надбавки не помогут, потому что разница между внутренними и экспортными ценами слишком велика, экспортная альтернатива все равно будет давить на цены в России, а нефтяники – стремиться направить нефтепродукты на экспорт. Введение заградительных пошлин, по его словам, “убьет нефтепереработку, особенно независимые НПЗ”.
Теперь правительство обсуждает новую меру: обязать НПЗ поставлять на внутренний рынок определенное количество топлива в обмен на право экспортировать нефтепродукты, которое будет выдаваться в виде лицензии. Решения об этом пока не принято. В качестве временной меры такое лицензирование может сработать, но в долгосрочной перспективе нужны более рыночные меры стабилизации цен, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
Что мешает нефтяникам, зарабатывающим на дорогой нефти, держать цены на бензин в России? Высокие цены на нефть позволяют нефтяным компаниям зарабатывать рекордную прибыль на слабом рубле. В первом полугодии доналоговая прибыль (EBITDA) пяти крупнейших нефтяных компаний выросла почти на 50% до 2,2 трлн. руб., следует из отчетности “Роснефти”, «ЛУКойла», “Газпром нефти”, “Сургутнефтегаза” и “Татнефти”. По оценкам аналитиков Goldman Sachs, дивидендная доходность российских нефтегазовых компаний по итогам 2018 г. вырастет до 8%, что в два раза выше среднего уровня за последние десять лет.
Сейчас нефтяники субсидируют сегмент переработки за счет сверхдоходов в сегменте добычи, но позволить это себе могут только вертикально интегрированные компании (у них есть и добыча, и переработка, и АЗС). Но они не намерены все время так поддерживать переработку. К тому же в России есть и независимые нефтепереработчики, главный из которых – “Новый поток” Дмитрия Мазурова (владеет Антипинским и Марийским НПЗ, а также управляет Афипским НПЗ), напоминает Ежов.
Под угрозой оказываются и независимые владельцы сетей АЗС, которые контролируют 60% заправок в стране. Как только крупнейшие нефтяные компании начинают отпускать оптовые цены, но продолжают сдерживать розничные, владельцы независимых АЗС попадают в ценовые “ножницы”: себестоимость топлива растет, но повышение цен в рознице только ухудшает ситуацию, потому что от них уходят клиенты. Независимый топливный союз (НТС) еще в июне заявил, что в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться.
Уход независимых АЗС приведет к монополизации рынка и росту цен на бензин, утверждал представитель НТС. Владельцы заправок даже предлагали правительству выкупить их бизнес, но это предложение не было поддержано. (Rcc /Химия Украины и мира)