На пресс-ланче, организованном производственной компанией «Технониколь”, эксперты корпорации поделились своим видением развития рынка строительных материалов в России. Главными драйверами роста для развития отрасли являются государственные программы поддержки, в том числе реновации и строительства нового жилья, ипотечное кредитование, различные финансовые инструменты, стимулирующие потребление строительных материалов.
Развитие рынка строительных материалов зависит от ситуации в строительной отрасли в целом. Завершение объектов к чемпионату мира по футболу и других крупных инфраструктурных проектов привело к небольшому снижению объема строительства. По данным Росстата, в первом квартале 2018 г. объем строительства снизился на 0,7% по отношению к аналогичному периоду 2017 г. Однако динамика рынка оказалась в этом году неравномерной. Так, Северо-Кавказский ФО показал рост на 25,3%.
Среди главных трендов 2018 г. эксперты «Технониколь» выделяют: диджитализацию – переход от традиционной продажи к дистанционной; Green Building – инновационное строительство с акцентом на энергоэффективность и экологию в широком смысле слова.
На российском рынке гидроизоляционных материалов постепенно растет доля продукции современного типа. Спрос на рубероид продолжает падать и, как прогнозируют эксперты “Технониколь”, в ближайшие 5 лет снизится до 19%. “Мы рассчитываем, что в течение 5 лет доля рулонных материалов современного типа достигнет 73%, при этом половина из них будет изготавливаться на битумно-полимерной смеси, обеспечивающей высокие эксплуатационные свойства”, – рассказала руководитель ЦФО промышленное и гражданское строительство направления “Битумные мембраны и гранулы” Татьяна Антропова.
На российском рынке постепенно растет доля полимерных мембран, занимая на протяжении последних лет порядка 10% рынка. Российские производители все больше делают акцент на экспорт. “Внешние продажи ПВХ-мембран составляют 32,5%. Мы поставляем продукцию от Казахстана до Новой Зеландии”, – подчеркнул операционный директор направления “Полимерные мембраны и PIR” Евгений Спиряков.
Рынок скатных кровель наибольших значений достиг в 2013 г. – 335 млн. кв. м. Наименьшее значение в 2018 г. – 247,5 млн. кв. м. Падение рынка по сравнению с прошлым годом составило 3%. “На протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли металла и шифера. При этом рынок гибкой черепицы больших колебаний не ощущает”, – отметил коммерческий директор направления “Скатная кровля” Дмитрий Рындин.
Среди главных проблем рынка кровельных и гидроизоляционных материалов эксперты называют качество монтажных работ, которое может испортить любой самый дорогой и долговечный материал. Вторая проблема – несовершенство нормативной документации.
Как рассказал Василий Ткачев, руководитель направления “Минеральная изоляция”, на рынке теплоизоляционных материалов по-прежнему высока доля минеральной изоляции – 69%, где каменная вата занимает две трети. В прошлом году был отмечен рост потребления каменной ваты до 5%, благодаря возведению крупных спортивных объектов и государственным программам развития отдельных регионов России. В 2018 г., по оценкам специалистов, прирост составит 0%. В 2019 г. возможно снижение потребления каменной ваты на 3%. “В 2019 г. мы не видим предпосылок для наращивания производственных мощностей внутри страны, – отметил Василий Ткачев. – Одним из приоритетов для нас станет апгрейд технологии производства каменной ваты. Сейчас специалисты научно-технического центра сосредоточены над процессом подготовки новых рецептур и их внедрении на заводах”.
Рост рынка экструзионного пенополистирола в 2018 г. составил 1%. Замедление связано с сокращением количества объектов промышленного и гражданского строительства, а также затяжной зимой и поздним стартом строительного сезона. Но в дальнейшем эксперты “Технониколь” ожидают ежегодный рост рынка в 4-5%. “По прежнему важным драйвером рынка XPS является тренд на энергоэффективность зданий. В связи с этим мы в 2017 г. выступили с инициативой о введении нормативных требований тепловой защиты заглубленных конструкций здания (фундаментов и полов по грунту), – отметил операционный директор направления “Полимерная изоляция” Алексей Касимов. – Сейчас окончены публичные слушания по этому вопросу, изменения будут внедрены в следующем году”.
И на российском, и на мировом рынках постепенно растет доля теплоизоляции PIR. Если в 2016 г. объем продаж PIR в России составлял 1,4 млн. кв. м. продукции, то в 2018 г. этот показатель должен достигнуть 3,5 млн. кв. м, увеличившись за два года более чем в 2 раза. “Одним из драйверов роста рынка PIR является производство сэндвич-панелей”, – рассказал операционный директор направления “Полимерные мембраны и PIR” Евгений Спиряков.
Российский рынок монтажных пен является профицитным и крайне высококонкурентным При этом на протяжении последних 3 лет данный сегмент переживает стагнацию, которой предшествовал значительный обвал рынка в 2015 г., связанный с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, снижением покупательской способности населения, завершением цикла обновления окон (переход с деревянных окон на пластиковые), а также завершением федеральной программы реконструкции жилого фонда по 185 ФЗ. “Значительных изменений в емкости рынка по итогам 2018 г. не ожидается, общий объем сохранится на уровне 2017 г. Но с 2019-2020 г. мы рассчитываем на возобновление спроса, связанного с началом нового цикла – обновления “первых” пластиковых окон. Что особенно важно, если в предыдущие годы на рынке монтажных пен доминировал импорт, то в этом году мы ждем, что впервые доля отечественных производителей составит более 50%. Чтобы потребитель не покупал “кота в мешке”, необходимо эффективное нормативное регулирование рынка. Именно поэтому компания «Технониколь» выступила инициатором разработки ГОСТ по монтажной пене”, – подчеркнула операционный директор направления “Мастики и строительная химия” Екатерина Горячева. (Advis/Химия Украины и мира)