На протяжении двух лет рынок битумов в Украине показывает рост. Динамика потребления совпадает с данными об объемах ремонта дорог.
С 2018 г. в Украине заработал Государственный дорожный фонд, из которого будут финансировать ремонт и строительство дорог. Источниками наполнения фонда стали уплата акцизов на топливо, а также на импортные машины и покрышки.
Во время принятия закона правительство и депутаты договорились, что из-за сложной экономической ситуации дорожный фонд заработает на полную только в 2020 г. В начале прошлого года наполнение фонда предусмотрели следующим образом: в 2018 г. – 50% от всех целевых поступлений, с 2019 г. – 75%. Кроме дорожного фонда важным аспектом стала децентрализация “Укравтодора”. С 1 января 2018 г. 123 тыс. км дорог местного значения передали областным администрациям. После децентрализации “Укравтодор” отвечает за почти 47 тыс. км дорог международного и национального значения.
Дорог пока нет, но объемы растут. По словам Министра инфраструктуры Владимира Омеляна, в прошлом году на ремонт 3,8 тыс. км дорог в Украине потратили 35,3 млрд. грн. Так, 23,8 млрд. грн. выделили на ремонт дорог государственного значения, еще 11,5 млрд. грн. ушло областным администрациям на ремонт местных дорог. Среди использования средств дорожного фонда для ремонта путей местного значения лидировали Запорожская, Днепропетровская, Винницкая, Львовская, Харьковская, Хмельницкая и Черниговская области. По подсчетам консалтинговой компании UPECO, в 2018 г. только производители и импортеры дизельного топлива, бензина и сжиженного газа заплатили более 1,78 млрд. евро акциза ,или 57 млрд. грн.
В Мининфраструктуры заявляют, что в 2019 г. общая сумма дорожного фонда составит 50 млрд. грн. Четыре млрд. грн. выделят на финансирование проекта Go Highway, в рамках которого планируется соединить черноморские порты Одесса и Николаев с балтийским в Гданьске. Ранее премьер-министр Владимир Гройсман заявлял, что в 2018-2022 гг. на ремонт дорог в Украине потратят 298,3 млрд. грн.
И снова импорт. В правительстве отмечают, что 2017 г. и 2018 г. стали рекордными по объемам дорожных работ. За этот период отремонтировали почти 6 тыс. км покрытия. Несмотря на сетование автомобилистов на качество дорог, с 2017 г. рынок битума, основного компонента для дорожного покрытия, показал значительный рост – на 35,7%. В 2018 г. баланс рынка остался на прежнем уровне, показав незначительный рост на 1,1% до 688 тыс. т.
В Украине работают несколько предприятий, выпускающих дорожный битум. Кременчугский НПЗ – основной производитель битумной продукции, завод “Укргаздобычи” при Орохвицком месторождении на западе Украины, а также частный производитель “Кировоградская нефтяная компания” (входит в группу компаний “Галс-К”). Украинское производство покрывает только 22% баланса.
В прошлом году Керменчугский НПЗ увеличил производство битума на 16,3% до 135 тыс. т. На заводе производится битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90. “Укргаздобыча” увеличила выпуск битума 120/200 с 1,6 до 1,64 тыс. т. Объемы производства битума БНД 60/90 в “Кировградской нефтяной компании” в 2018 г. не превысили 15 тыс. т, при этом около 2,3 тыс. т ушло на экспорт в Молдову.
Как и при импорте светлых нефтепродуктов, недостающие объемы покрывались импортом, который в 2018 г. снизился на 2,7% до 538,2 тыс. т. В Украину почти полностью импортировался битум нефтяной дорожный. Объемы поставок битума кровельного и строительного – всего около 400 т.
С начала года отгрузки белорусского дорожного битума уменьшились на 17,5% до 376,8 тыс. т. Поставщиками битума в Украину являются Мозырский НПЗ, Новополоцкий НПЗ, а также УП “Нефтебитумный завод”.
Главным снабженцем украинских дорожников является Мозырский НПЗ. Суммарное производство битума на НПЗ составляет 500-520 тыс. т/год. На заводе отмечают, что за два года спрос со стороны украинских компаний возрос в несколько раз. Поэтому “битумка” работает на полную мощность. В прошлом году в Украину завод отгрузил 265 тыс. т, что на 18,1% меньше, чем в 2017 г. Из-за удобной логистики почти 82% мозырского битума поступало в Украину автомобильным транспортом. Другой белорусский производитель – Новополоцкий НПЗ – снизил поставки на 18,9% до 105 тыс. т. С 2018 г. продажу белорусских битумов на экспорт стала проводить “Белорусская нефтяная компания”
В 2018 г. позиции на украинском рынке укрепила Россия, увеличив поставки вдвое до почти 122 тыс. т. Основными продавцами стали “Газпром”, который продает битум Московского и Ярославского НПЗ, а также “Роснефть”, реализующая битумы Рязанской НПК, “Уфанефтехима” и Сырзанского НПЗ. Кроме того, с 400 т до 12,4 тыс. т увеличились отгрузки с заводов “ЛУКойла”. “Лукойловские объемы” в Украину поставлялись исключительно в адрес “Альянс Энерго Трейд” (учредитель Роман Адамов). “Российский битум дешевле, чем белорусский, к тому же товар часто продается по фиксированной цене”, – объясняет увеличение объемов из России один из оптовиков.
Польша – третий по величине экспортер в Украину. Поставки битума осуществлялись с Полоцкого НПЗ (Orlen) – 31,0 тыс. т и Гданьского НПЗ (Lotos) – 6,6 тыс. т. В Украину также импортировался битум из Швеции и Литвы. В прошлом году впервые на украинском рынке появились венгерские битумы. 700 т производства Дунайского НПЗ компании Mol привезла фирма “Экспресс” (учредитель Руслан Гуменюк).
Самым крупным импортером битума в Украину выступает компания “БЗТ-Украина”, которая с 2017 г. стала основным поставщиком из Беларуси. В 2017 г. компания почти в 2 раза нарастила объемы до 255 тыс. т. Большую половину импорта “БЗТ-Украина” продает другим трейдерам, в частности “Альянс Энерго Трейду” – 72 тыс. т, “Ингус Ойлу” (учредитель Людмила Барбул) – 59 тыс. т и “Битексу” (учредители Александр Шаргородский и Наталия Прокопчук) – 33,5 тыс. т.
В прошлом году самостоятельный импорт увеличили в “Ингус Ойл” на 16% до 100,8 тыс. т. Больше половины объемов в импорте компании занимают российские битумы “Газпрома”, “Роснефти”, “Орскнефтерогсинтеза”. “Альянс Энерго Трейд” снизила самостоятельные поставки с 68,7 тыс. т до 42,2 тыс. т. Среди других крупных импортеров – “Интербит Индастри”, “Свитондейл”, “Битекс” и “Днипротранснафта”.
Продукт сезонный. Сезонность формирует битумный рынок в Украине. “Вслед за дорожными работами сезон на рынке начинается со второй половины года и заканчивается в начале ноября”, – сообщает один из поставщиков битума. В первой половине рынок входит в сезон, так как заводы возобновляют производство только к середине марта.
Повышенный спрос на импорт делает украинский рынок премиальным. Импортный битум продается с привязкой к котировке Fuel Oil 3,5% ценового агентства Platts. “В марте 2018 г. на площадке “Белорусского нефтяного торгового дома” продали первую партию с дисконтом в $35/т, однако, увидев растущий спрос со стороны Украины, результаты отменили и перевыставили объемы уже с нулевой поправкой. Даже с такими ценами пошли закупки”, – вспоминает один из трейдеров. “Июль-сентябрь – самые горячие месяцы. Премии на белорусский продукт доходили до $35-40/т”, – добавляет другой импортер. К примеру, сейчас в мертвый сезон дифференциал “Белнефтехима” на белорусский битум отрицательный – $25,5/т к котировке Platts.
Участники рынка отмечают, что кроме сезона на поставки влияют и расчеты за товар. “Риск невыплаты от госструктур существует всегда. Если оплата поступает вовремя, спрос на импорт увеличивается. Бывают случаи, когда деньги от облавтодора “зависают”, тогда с оборотными средствами и закупкой товара сложнее”, – добавляет другой поставщик.
Исходя из прогнозов и заявлений чиновников, в 2019 г. спрос на битум будет высокий, это значит, что в Украине станет больше ровных дорог и довольных водителей. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)