Украинский рынок дизтоплива продолжил рост. В первом полугодии баланс ДТ вырос на 270 тыс. т, или на 9,4%. Росту объемов способствовали как увеличение поставок по импорту, так и наращивание производства украинскими заводами. Но вторая половина года обещает снизить долю импортного ресурса, по крайней мере, российского.
Баланс рынка дизельного топлива в январе-июне вырос до 3,12 млн. т, что на 9,4% превышает объемы первого полугодия 2018 г. В поставках по-прежнему преобладает импортный ресурс, на украинское ДТ приходится всего 10,5%, или 325,6 тыс. т, доля своего дизтоплива могла бы быть еще меньше, если бы заводы сохранили прежний темп производства. Так, Кременчугский НПЗ “Укртатнафты” нарастил выпуск ДТ на 9,8% до 280,4 тыс. т, а Шебелинский ГПЗ “Укргаздобычи” увеличил на 5,3% до 45,1 тыс. т.
Скромный прирост УГД – результат ремонта Шебелинского ГПЗ в прошлом году, когда в мае 2018 г. производство ДТ составило 28,3 тыс. т вместо средних около 41 тыс. т в 2019 г. “Укртатнафта” вышла на хороший производственный результат во втором квартале после загрузки НПЗ импортным сырьем. И судя по планам завода наладить поставки нефти из Америки, мы увидим более чем 50%-ный рост производства.
Однако основную часть рынка дизтоплива составил импорт, который в январе-июне вырос на 242,7 тыс. т до 2,78 млн. т. Такой результат является самым высоким как минимум за последние 8 лет.
Причины роста. Первое, на чем стоит акцентировать внимание, это восстановление объемов дизтоплива, которые ранее, до повышения акциза, перетягивал на себя авиакеросин (или ДТ, которое в 2017-2018 гг. оформлялось как авиатопливо с меньшим акцизом). Импорт керосина снизился почти вдвое: с 216,2 тыс. т в январе-июне 2018 г. до 111,1 тыс. т за 6 мес. 2019 г., что стало следствием контроля над целевым использованием авиакеросина. Импорт JET на морских перевалках на юге снизился с 131,5 тыс. т до 20,3 тыс. т в январе-июне 2019 г.
Вторая причина увеличения объемов ДТ – рост потребления сразу в двух секторах. К примеру, промышленное потребление в январе-мае 2019 г. выросло с 1,43 млн. т до 1,56 млн. т, а продажи ДТ через канал АЗС выросли на 4% до 520 тыс. т. Изменению объемов способствовали рост промышленного производства, а на пистолете, похоже, последний аккорд играют б/у дизельные авто из Европы (так называемые “евробляхи), которые перерегистрируются на украинские номера. Осознать “масштабы трагедии” помогает статистика: импорт (оформление) подержанных автомобилей в 2018 г. впервые за всю историю украинского авторынка превысил ввоз новых машин – 120 тыс. ед.
Третья причина – запасливость украинских трейдеров. После нескольких сообщений о рисках снижения поставок во втором квартале импорт ДТ вырос c 1,26 млн. т в I квартале до 1,53 млн. т во II квартале 2019 г.
Движение в сосуде. Основным драйвером роста в импорте дизтоплива выступают поставки с российских НПЗ. В январе-июне импорт дизтоплива с российских НПЗ вырос на 244,1 тыс. т до 1,41 млн. т, что составляет 50,4% всего импорта ДТ в Украину. Крупнейшим экспортером дизельного топлива выступают заводы “Роснефти” – 1,28 млн. т. Около 80% ресурса – 1,01 млн. т – поступило в Украину по трубопроводу “ПрикарпатЗападТранс” на пункты слива дизтоплива ЛПДС: Новоград-Волынский – 806 тыс. т (+15,7% к объемам в январе-июне 2018 г.), Смыга – 176,3 тыс. т (-1%), Дубриничи – 27,9 тыс. т (-8%). Еще 20% – 271 тыс. т – поставки трубного дизтоплива транзитом через Беларусь, предварительно переваленного на белорусских ЛПДС. Также с 8,8 тыс. т до 124,5 тыс. т выросли поставки дизтоплива Волгоградского НПЗ “ЛУКойла” на восточной границе Украины. Волгоградское ДТ заместило ресурс с Антипинского и Салаватского НПЗ. Около 3,5 тыс. т дизеля производства Салаватского НПЗ (“Газпром”) было перевалено на Херсонской перевалке.
Второй по объемам поставщик дизеля в Украину – белорусская БНК – увеличил поставки на 1,5% до 1,04 млн. грн.: Мозырский НПЗ – 900,7 тыс. т (+7,5%), Новополоцкий НПЗ – 140,5 тыс. т (-25,1%). Однако по итогу первого полугодия доля белорусов в импорте снизилась на 3% до 37,2%. В момент пуска трубопроводных прокачек российского ДТ в 2016 г. доля БНК составляла 68,6% импорта, или 1,5 млн. т. При этом импорт литовского дизтоплива остался на прежнем уровне – 183 тыс. т (6,5% импорта).
ДТ в Украину в первом полугодии 2019 г. в основном везли сухопутным транспортом: по ж/д, трубопроводу, а также с учетом около 4,3 тыс. т венгерского ДТ производства Mol в автоцистернах на западной границе. Эти поставки составили 2,63 млн. т, или 94,2% импорта.
Если по основным направлениям насыщения рынка ресурсом наблюдался рост, перевалка морского дизеля показала падение с 192,3 тыс. т до 162,1 тыс. т. При этом объемы Туркменбашинского НПЗ снизились с 48,7 тыс. т до 25 тыс. т. Исчезли предложения российского Орского НПЗ (в первом полугодии 2018 г. – 33,6 тыс. т), болгарского “ЛУКойл-Бургаснафтохим” (ранее 13,2 тыс. т). Зато нарастила греческая группа Hellenic Petroleum – рост c 26,8 тыс. т до 63,1 тыс. т, прибыли индийские объемы Reliance Industries (16,9 тыс. т) и Nayara Energy (21,7 тыс. т). Также наблюдалось двукратное увеличение импорта ДТ итальянского производства – 31 тыс. т.
Тяжеловесы. В рейтинге импортеров большого чуда не произошло. На фоне роста объемов трубного ДТ крупнейшим импортером дизтоплива выступил постреволюционный проект “Анвитрейд” (Wexler Group). В течение полугодия их группой украинских контрагентов было оформлено 369,1 тыс. т дизтоплива производства “Роснефти” и 8,6 тыс. т с Мозырского НПЗ (его поставки и продажу компания начала в марте 2019 г.) – это те объемы, которые продавались в Украине за гривну.
Вторая позиция у группы “Галнафтогаза”, который с учетом отгрузок “БНК-Украины” в первом полугодии закупил 315,6 тыс. т дизтоплива (-2,5%). При этом в корзине крупнейшего нефтетрейдера импорт российского трубного ДТ вырос на 78 тыс. т до 273,5 тыс. т, а объемы из Беларуси снизились с 117 тыс. т до 36 тыс. т. Импорт ДТ с литовского Мажейкяйского НПЗ снизился почти в два раза до 6,1 тыс. т.
Третья позиция среди импортеров у группы WOG: в первом полугодии компания закупила практически столько же импортного ДТ, как и в 2018 г. – 264,1 тыс. т. Закупки трубопроводного дизтоплива остались на прежнем уровне – 109 тыс. т, как и с Мажейкяйского НПЗ – 54,3 тыс. т. Объемы белорусского дизтоплива выросли с 56,4 тыс. т до 72,3 тыс. т (+28,3%). Отметим изменения в корзине WOG в морских поставках: в 2019 г. компания увеличила закупку греческого ДТ Hellenic Petroleum c 14,1 до 21 тыс. т, снизились объемы индийского дизтоплива с 12,9 тыс. т до 7,5 тыс. т. Напомним, что в отличие от 2019 г. в начале 2018 г. компания оформляла танкер с 21 тыс. т “арктики” производства финской компании Neste.
С объемом 240,3 тыс. т белорусского ДТ за вычетом поставок для ОККО и WOG закрывает рейтинг крупнейших импортеров “БНК-Украина” – 240,3 тыс. т, из которых 103,6 тыс. т для заведомо расписанных еще на границе Украины адресантов.
Кластер “сотня”. Нарастив поставки, отметку в 100 тыс. т преодолели: группа компаний UNIMEX – 119,9 тыс. т, оптовый трейдер “Альянс Энерго Трейд” – 116,2 тыс. т. Обе компании тесно работали с трубой, помогая развивать кураторам поставок из РФ бизнес в Украине. В частности, один из основателей UNIMEX Борис Ганджа в начале 2019 г. стал руководителем подконтрольной Wexler компании “Глуско”. Поставки UNIMEX/”Элемента” приросли за счет увеличения импорта трубного ресурса на 21 тыс. т до 78,8 тыс. т (65,7% поставок группы). На долю белорусского ресурса приходится 27,4% импорта, а его объемы практически не изменились в 2019 г. – 32,9 тыс. т. Остальное дизтопливо – индийского и туркменского производства с южных перевалок.
Похожая динамика в поставках “Альянс Энерго Трейда” за исключением того, что рост объемов на 21,7 тыс. т в первом полугодии наполовину был обеспечен увеличением прокачек на ЛПДС Новоград-Волынский и покупкой 10,5 тыс. т греческого ДТ у Maddox.
Третий из “сотни” импортер ДТ с Волгоградского НПЗ “Укрэнерджи” – 114,1 тыс. т. В “Укрэнерджи” сообщили, что их планы на второе полугодие не изменятся и даже могут вырасти. “При сохранении сложившейся конъюнктуры рынка мы планируем сохранить текущие ежемесячные объемы с возможным ростом в пределах 10-20%”, – рассказал собеседник.
Вплотную к сотне приблизились поставки для группы “Глуско”: рост импорта с 68,3 тыс. т до 94,1 тыс. т (97,4% – ресурс “Роснефти”).
Одним из крупнейших потребителей белорусского ДТ остается “БРСМ-Нафта”, которая, несмотря на турбулентную ситуацию с разделением сети АЗС, увеличила поставки ДТ с 82,3 тыс. т до 91 тыс. т.
Также “Западная нефтегазовая компания”, столичный трейдер, увеличила поставки с 80 тыс. т до 87,1 тыс. т. Как сообщили в ЗНГК, это следствие общей динамики рынка: “Из-за снижения потребления бензинов и роста рынка ДТ мы в начале года скорректировали наши долгосрочные контракты, что служит причиной сложившегося соотношения поставок”.
“Диверсифицировались” все. В списке сорока крупнейших импортеров топлива примечательной динамикой выделяется ряд компаний. На 70,8% увеличила импорт дизтоплива группа компаний Parallel – с 41,7 тыс. т до 71,2 тыс. т, в большей части за счет увеличения поставок трубного ресурса. Однако последние события говорят о том, что компания прорабатывает диверсификацию импорта: как сообщили источники, в конце июля зайдет танкер под панамским флагом SUNBEAM с 10 тыс. т ДТ производства Elefsina Refinery крупнейшей нефтяной группы на Балканах – Hellenic Petroleum.
Положительная динамика наблюдалась у “Альянс Ойл Украины” – с 35,9 тыс. т до 52,9 тыс. т. Компания увеличила закупку у всех поставщиков из Беларуси и Литвы, но самый значительный рост наблюдался в закупке российского ДТ – с 2 тыс. т до 14 тыс. т. Южный трейдер “Евростандарт” вырос с 39,2 тыс. т до 45,7 тыс. т, но при этом увеличил количество белорусского ДТ с 5,7 тыс. т до 20,2 тыс. т, а вместо морских поставок российского ДТ с Орского НПЗ уже давно получает дизель с Греции, Индии и Туркменистана – 25,5 тыс. т.
Также существенный рост показывает импорт группой “Фактор” Владимира и Сергея Тищенко: компания “Фаворит Ойл” в первом полугодии 2019 г. увеличила импорт белорусского ДТ с 19,5 тыс. т до 33,8 тыс. т.
Нарастили на треть поставки белорусского ДТ в “Альянс Ойл Трейдинг” – с 25,7 тыс. т до 33,5 тыс. т
В то же время на 30% до 55,2 тыс. т упали поставки группы “Трейд Коммодити”, которая снизила закупку белорусского ДТ с 33,5 тыс. т до 20,2 тыс. т, а морские поставки с 46,1 тыс. т до 34,9 тыс. т с Греции и Италии. Крупным падением отличился столичный трейдер “Бизнес Солюшен” “Марсел Энерджи” – с 70 тыс. т белорусского ДТ (14% – “ТДЭ”) до 45 тыс. т в первом полугодии 2018 г.
К слову о столичных игроках и росте импорта, интересна динамика поставок группы KLO с 30,2 тыс. т до 34,3 тыс. т. При этом эксклюзивный “амбасадор” брэнда Ventus на столичных заправках снизил импорт ДТ с Мажейкяя с 23,8 тыс. т до 2,9 тыс. т. Падение компенсировано ростом поставок белорусского ДТ на 36,5% до 8,8 тыс. т и началом импорта трубного ДТ – 22,6 тыс. т.
По итогу описанных изменений на рынке весьма оправдано выглядит падение оформленных “БНК-Украиной” объемов на 38,3% (-102 тыс. т), а “Анвитрейдом” на 12,7% (-55 тыс. т). Если белорусов подвинула труба, то снижение поставок в адрес “Анвитрейда” отчасти объясняется переходом оптовых трейдеров на “прямые” контракты c “Векслером” на границе. Например, прямые прокачки импорта трубного ДТ в первом полугодии начал закарпатский трейдер “Петра Вест” (учредитель Русин Василь) – 15 тыс. т, трейдеры с нефтебазы “Порт” в Киеве (“Бритиш Петролеум”, “Мозыр Украина”) – 14,7 тыс. т, топливная группа “Оператор” (учредитель Площанский Валерий) – 11,4 тыс. т, оптовый поставщик “Мартин Трейд” – 9,2 тыс. т, ритейлер Marshal (“777 Голд”) – 9,2 тыс. т. Кроме того, существенный рост трубного ДТ в поставках наблюдался у крупных трейдеров: SOCAR – c 8,1 тыс. т до 20,5 тыс. т, “Белойл Индастри” – с 5,8 тыс. т до 17,6 тыс. т, “Кворум Нафта” – 17,4 тыс. т, “Надежда” – с 4,6 тыс. т до 10,3 тыс. т.
Ничто не вечно. Возможно, рост поставок из России и дальше бы продолжился, если бы не смена власти в стране (да и при живых-то двух заводах не замечать открытый канал поставок, да еще и из страны-агрессора, как минимум не логично).
В начале мая Кабмин под руководством Гройсмана наконец-то заметил критическую зависимость в поставках ДТ в Украину, да и нужно было как-то реагировать на апрельское ограничение России (РФ ограничила поставки в Украину нефти, моторного масла, битума, этанола, угля и др.) и на историю с “грязной” нефтью. 15 мая на официальном портале Кабинета министров Украины появилась новость, что с 1 августа 2019 г. при ввозе на таможенную территорию Украины произведенных в России товаров вводится специальная пошлина в процентах к таможенной стоимости товаров. Однако после заседания КМУ 15 мая портал правительства так и не опубликовал нашумевшее постановление, а 5 июля продлил до 31 декабря 2020 г. постановление от 30 декабря 2015 р. №1147 – ограничение импорта продукции из РФ – но нефтепродуктов там не было.
Разъяснение, как изменится рынок ДТ и, как выяснилось, LPG, произошло только в июле. По данным представителя президента Украины в Кабинете министров Андрея Геруса, 17 июля КМУ принял постановление, которым ввел специальную пошлину на импорт из Российской Федерации дизельного топлива (трубопроводным транспортом) и сжиженного газа. Такое совместное решение президента и правительства принято в ответ на расширение российских экономических санкций в апреле. По его словам, специальная пошлина на дизтопливо, поставляемое трубопроводным транспортом, будет составлять 3,75% с 1 августа 2019 г. и 4,0% с 1 октября 2019 г. Специальная пошлина на поставки сжиженного газа будет составлять 1,75% с 1 августа и 3,0% с 1 октября.
Для понимания масштаба, в импорте доля ДТ из России превысила половину, а в балансе она пока еще составляет 45,2%. Соответственно, на рынке практически не осталось игроков, не оперирующих российским ДТ. При средней по полугодию цене дизтоплива на границе в $615-620/т до наложения акциза и налогов за 6 месяцев Украина закупила российского дизтоплива на $870 млн., стоимость которых внутри Украины достигает 38 млрд. грн. (в ценах крупнооптовых предложений, не говоря о рознице).
Прямые поставки сжиженного газа из России в январе-июне 2019 г. составили 356 тыс. т общей стоимостью более $142 млн. (до акциза и налогов), что равно 39,1% в балансе рынка LPG в первом полугодии 2019 г.
Первые 3,75-4,0% в пошлинах в ценах полугодия – это дополнительные $22,5-24,8 на тонне ДТ. Источники на рынке утверждают, что данные цифры близки к марже “Векслера”, которой теперь нужно будет на эту величину поднимать ценник, теряя конкурентное преимущество по цене в сравнении с предложениями белорусов и поставок по морю.
Не покидает мысль о том, что данные пошлины – лишь тренировка, желание обкатать механизм на практике. В дальнейшем руководителям процесса не составит труда найти аргументы для увеличения процентов пошлины, что поставит точку в вопросе сотрудничества Украины и России по нефтепродуктам. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)