Беспилотники атаковали нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии. Как результат – рост цен на нефть в мире. Как это повлияет на украинский рынок.
Нефтяной рынок содрогнулся под ударами дронов, атаковавших крупнейший в мире завод по переработке нефти в Абкаике, что в Саудовской Аравии, и второе по величине нефтяное месторождение королевства в Хураисе, которые принадлежат государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Они остановили производство половины добычи этой супернефтяной державы. Цены на нефть сразу подпрыгнули на 15% до $72/барр. Но уже к концу понедельника “остыли” до $66/барр. (+$6 к пятнице, или 10%). Котировки нефтепродуктов отреагировали аналогично – в среднем рост на 10%. Оценки ситуации разнятся, но превалирует мысль о мягком прохождении кризиса за счет запасов и потенциала по наращиванию добычи другими странами. Однако прогнозы, да еще и в разгар кризиса, редко сбываются. Истинную картину покажет только время.
Для Украины как энергозависимой страны уровень цен на мировом рынке имеет прямое значение. Однако на сегодня основные проблемы рынка и перспектива роста цен на топливо связаны скорее с внутренними, а не внешними факторами. Если кратко, то нарастает нехватка ресурса.
С 1 августа правительство ввело пошлину в 3,75% на трубопроводные поставки дизельного топлива российского производства. Это привело к прекращению поставок из источника, обеспечивающего в последние два года 30-40% потребностей в ДТ. Рынок столкнулся с серьезным вызовом – диверсифицировать снабжение. И если август прошли на запасах, сформированных перед введением пошлины, то в сентябре ожидаемо начали появляться признаки ресурсного дискомфорта.
С 4 по 16 сентября вагонные партии дизтоплива подорожали на 11,7%, автомобильные – на 15,7%, или более чем на 3,2 грн./л. Розница пока держится, работая в последние месяцы с максимальными наценками. Рост продолжается, атака дронов придала лишь еще один стимул.
В чем же проблема? Во-первых, даже то топливо, которое есть, мы оказались не в силах принять. Первой белый флаг выбросила железная дорога. С 2016 г. большая часть ДТ поступала в Украину по нефтепродуктопроводу с дальнейшей отгрузкой в авто- и ж/д цистерны. Это обеспечивало меньшую потребность в вагонах и малое плечо перевозок внутри страны. После остановки трубы основная нагрузка легла на Беларусь, откуда поставки идут исключительно по ж/д. Также значительно увеличилось транспортное плечо. Кризис в “Укрзализныце”, о котором давно знают грузоперевозчики, стал очевиден всем. По данным нардепа Андрея Геруса, автора нормы о пошлинах на “трубопроводное” дизтопливо, оборачиваемость цистерн с нефтепродуктами за последние восемь лет снизилась вдвое. Так, если в 2011 г. с Коростеня в Одессу вагон ехал семь дней, то в минувшем августе – 15: 500 км груз едет две недели. С момента роста белорусских поставок упомянутый Коростень хронически “запечатан”, нет тепловозов для оперативного распределения грузов.
Нехватка вагонов и тяги сорвала поставки и российских поставщиков, которые переключились с трубопроводных на ж/д поставки (на них пошлина не распространяется). В августе план поставок из Гомеля, где дизтопливо перегружается из трубы на ж/д, был выполнен меньше чем наполовину – 52000 т вместо 120000 т.
Во-вторых, абсолютно деструктивно повели себя отдельные госорганы, работа которых кроме как диверсией не назовешь. Одной из целей введения пошлин была диверсификация рынка, главным образом морских поставок. Но здесь на пути стала Энергетическая таможня ГФС. Сначала “Укрзализныця” обвинила таможенников в нерасторопности и переложила на них ответственность за простои и задержки грузов. ГФС обвинения отвергла, но заявила о создании дополнительной “железнодорожной” бригады для оперативного оформления грузов.
Но тут же прилетели другие новости: “энергетичка” начала проверку качества нефтепродуктов в портах. И это несмотря на то, что ни новых поставщиков, ни нового продукта там не появилось. В результате на сегодня заблокирована работа второго по величине морского нефтетерминала “Южный”. Таможенная лаборатория обнаружила в большой партии дизтоплива из Греции превышение по сере – 10,1 ppm вместо 10 ррm. При этом в своих заключениях таможенная лаборатория обычно пишет, что погрешность измерений 1,7 ppm.
Не говоря уже о том, что греческий производитель Hellenic Petroleum и международные сюрвейеры, которые проводят многочисленные анализы качества на всех этапах погрузки и выгрузки продукта, фиксировали 9,4 ppm. В итоге груз неделю запечатан в портовых резервуарах и теперь приемка двух следующих танкеров под вопросом – сливаться им некуда. Между тем у ворот терминала очередь из бензовозов.
17 сентября стало известно, что “на покой” уходит Херсонский нефтеперевалочный комплекс – четвертый в рейтинге нефтеперевалок. Здесь Агентство по розыску и управлению “коррупционных” активов решило срочно забрать перевалку у государственного “Предприятия по обеспечению нефтепродуктами” и передать ее без открытого конкурса никому не известной частной структуре. Это еще минус 10000 т ДТ в месяц.
Подведем итоги. Слаженная работа “Укрзализныци”, Энерготаможни и АРМА сформировали прогнозный дефицит баланса дизтоплива на сентябрь в объеме около 25%, или 150000 т.
“Топливный” тест станет первым серьезным испытанием для нового Кабмина.
Помимо срочной необходимости взять под особый контроль работу “Укрзализныци” и Энерготаможни необходимо провести через парламент перенос сроков внедрения второго этапа реформы по усилению контроля за оборотом топлива, который запланирован на 1 октября. Если кратко, то под угрозой остановки находится основная часть нефтебаз, которые не будут готовы к этой дате установить уровнемеры и счетчики для онлайн информирования ГФС о движении нефтепродуктов.
Вывод один: пока основные проблемы всплыли внутри, хотя их ждали извне. История не окончена, внешний фактор никто не отменял. Все еще непонятно, будут ли российские поставки и в каких объемах. Без них пока не сходится баланс ни на сентябрь, ни на октябрь. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)