Доля украинских НПЗ в апрельском балансе рынка автомобильного бензина составила 60,5%, сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ в апреле нарастили выпуск автобензинов на 25% до 97 тыс. т по сравнению с апрелем 2019 г. Прирост обеспечил Кременчугский НПЗ “Укртатнафты”, который, по имеющейся информации, в марте-апреле существенно нарастил переработку, в отдельные дни достигая максимально возможного объема в 10 тыс. т. Для сравнения: среднегодовой суточный объем переработки на Кременчугском НПЗ в 2018-2019 гг. составлял 6,3-6,8 тыс. т.
Импорт в апреле снизился на 28% до 63 тыс. т по сравнению с апрелем прошлого года. По отношению к марту 2020 г. импортные поставки уменьшились на 6% или на 4,2 тыс. т. Так, белорусские НПЗ сохранили отгрузки в Украину на уровне марта – 44,5 тыс. т. По сравнению с аналогичным периодом 2019 г. белорусский импорт сократился на 27%. Отгрузки с Мажейкяйского НПЗ (Литва) снизились на 30% до 17,7 тыс. т. В апреле начались поставки бензина из России. Также за отчетный месяц около 0,6 тыс. т поступило из Румынии.
Общий баланс рынка в апреле 2020 г. составил 160,5 тыс. т, что на 3% меньше, чем в аналогичный период прошлого года (165,6 тыс. т). При этом по сравнению с мартом 2020 г. объем рынка вырос на 16,8% или на 23 тыс. т.
Всего за 4 месяца 2020 г. баланс рынка автомобильных бензинов составил 590 тыс. т, что соответствует объему аналогичного периода 2019 г. Украинские НПЗ увеличили производство бензинов на 8%, на столько же снизился импорт. Таким образом, доля украинских НПЗ в балансе рынка за 4 месяца 2020 г. выросла на 3,9 п. п. до 52,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
В I квартале Кременчугский НПЗ “Укртатнафты” нарастил отгрузки бензинов по железной дороге в адрес розничных операторов на 60% до 48,5 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
Из-за общего снижения потребления бензинов в последние годы украинские НПЗ испытывают сложности с их продажами. Это является основным препятствием для увеличения объема переработки. Для решения этой проблемы компания “Укртатнафта” инициировала введение заградительных пошлин на белорусский бензин, а также лоббирует пересмотр акцизов на СУГ и бензин.
Еще летом 2018 г. директор “А-95” Сергей Куюн отмечал, что для решения проблемы с продажами бензинов “Привату” необходимо договориться с крупнейшими автозаправочными сетями, предложив им условия лучше, чем в их текущих контрактах, и гарантировав выполнение поставок. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)