Сирийское суденышко под названием “SOURIA”, занесенное в санкционный список США в 2016 г. как неоднократно нарушавшее запрет на вход в воды Черного моря в Крыму, стоит под погрузкой второй партии украинского ильменита Объединенной горно-химической компании (ОГХК) в турецком порту Хопа.
После погрузки оно сделает вторую ходку. Отключит систему АИС (AIS – Automatic Identification System – система слежения за судами). И скроется в направлении Керченского пролива, указав, что направляется на Кавказ. На самом деле ильменит Объединенной горно-химической компании следует по маршруту Одесса – Хопу – Феодосия – Армянск.
Почему скрывали грузополучателя? К чему такие замысловатости? Конспирация, двойная погрузка, разгрузка, Турция, Кавказ, Крым… Длинная цепочка позволяет скрыть конечного покупателя – ЧАО “Крымский титан” Дмитрия Фирташа. С ним запрещено торговать украинским предприятиям. Поэтому разработана схема со многими участниками, от руководства ОГХК, Фонда госимущества до правительства и офиса президента. Иначе такой “схематоз” не провернуть.
Темная лошадка. Начнем разбирать многоходовку с “прокладки”, которая должна была прикрыть “зад” руководителю ОГХК – британцу Питеру Девису – и обеспечить доллары в карманах всем участникам схемы поставок в Крым. Ильменит ОГХК купила немецкая ITS International Trade & Sourcing GmbH & Co с пропиской в Дюссельдорфе (ITS). Штат – несколько человек со славянскими фамилиями, один из них – директор Олег Цюра. Это темная лошадка, имя которой ничего не скажет крупным игрокам титанового рынка. Мелочь, по меркам производителей, перепродающая товары и услуги. До того, как Цюра “взвалил” на себя контракт с ОГХК, годовой оборот ITS не превышал 1,5 млн. евро.
Тандем Сенниченко-Девис. Улучшить финансовое положение торговой “прокладки”, прячущейся в Германии, Цюре помог руководитель Объединенной горно-химической компании – британец Питер Девис. Управлять делами ОГХК в качестве советника его “завел” лично глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко в феврале этого года. Потом он же обеспечил нерезиденту стремительную карьеру – первый зам главы правления, врио главы правления (технический и. о. главы правления Михаил Макаров в июне выбывает из игры). А 22 июля, когда в турецком порту уже стояло под погрузку ильменитом ОГХК сирийское судно с плохой репутацией, Кабмин назначает Питера Девиса и. о. главы правления. Значит, работой Девиса довольны. Или кто-то нашептывает премьер-министру “правильные” кадровые решения в госсекторе.
Работает назначенец с корыстью для тех парней или этих – пусть разбираются правоохранители. Но сделка, давшая толчок маршруту на Крым, заключена еще 17 июня. Ее скрепили подписями Олег Цюра и Питер Девис.
Из документа явствует, что “прокладка” ITS выкупит у ОГХК 24 тыс. т ильменитового концентрата по цене дешевле рынка на $20-40/т. Сырье купили по $172/т, в июне на рынке оно торговалось по $260-280 /т с доставкой и $190-210 без доставки. Контракт заключен с отсрочкой платежа в 15 дней. Без проверки образцов. При полном доверии и согласии. Стоимость сделки – 3,7 млн. евро. При таком раскладе на этом контракте кто-то положит в карман около $1 млн.
Маленькая деталь – в ОГХК Питеру Девису обеспечивают охрану 22 человека. Не за государственный счет. Кто бы это мог быть, чьи деньги? Ведь ездить с кортежем из микроавтобуса и внедорожников – не дешевое удовольствие.
При чем тут Фирташ. Дьявол кроется в деталях. Ильменит, приобретенный Цюрой, содержит 54% (TiO2). Такой концентрат в ОГХК производит только Иршанский ГОК. Почему это важно? Потому что такой ильменит используют только переработчики в пигмент. В России есть только один такой – “Крымский Титан” Дмитрия Фирташа. К ильмениту из Иршанска завод бизнесмена привык еще с 2004 г., когда все иршанские поставки были переориентированы на Крым – производитель сырья был в аренде у переработчика. Работала удобная технологическая схема.
В 2014 г. с аннексией Крыма на торговлю с РФ введен запрет и санкции. У “Крымского титана” проблема: он страдает хроническим дефицитом сырья. Своих объемов бизнесмену не хватает – 250 тыс. т в черновом виде в год. А “Крымскому титану” и “Сумыхимпрому” (тоже управляется структурами Фирташа) ежегодно требуется свыше 400 тыс. т. Не чернового, а доведенного до товарного вида ильменита. Об этом рассказывает директор информагентства “Инфоиндустрия” Дмитрий Гордейчук. “Новая доводочная фабрика в Иршанске способна обеспечить загрузку “Сумыхимпрома”, но крымскому предприятию не хватает объемов. Ему необходимы 300 тыс. т товарного ильменита с содержанием TiO2 на уровне 54% ежегодно. И это создает проблему. Ведь даже если бы все эти объемы и были, поставлять их в Крым – это прецедент для шумихи в прессе и урон репутации бизнесу”, – комментирует эксперт Гордейчук.
Соловей – Васьков и Опоблок. И тут появляется возможность заткнуть дефицит по Крыму государственной ОГХК. Люди Фирташа конечно же не дураки. Они быстро “применили” лояльность британца к их группе. В доску “свой” Питер Девис в недавнем прошлом состоял членом набсовета банка “Клиринговый дом”, в котором акционеры – Фурсин-Левочкин. Они же – бизнес-партнеры Фирташа. А еще Питер Девис замечен СМИ в качестве финансового консультанта компаний, которые в группе Фирташа занимались внешними инвестиционными проектами.
Но если вы думаете, что аферу с кораблями провернул один Питер Девис с “немцем” Цюрой – ошибаетесь. Для злодеяния в пользу российского актива Фонд госимущества подкинул в ОГХК другого умельца – Юрия Соловья. В ОГХК он на правах члена правления занимается вопросами безопасности.
Соловей давно якшается с бывшим руководителем Администрации морпортов Украины – Юрием Васьковым. Тот сделал ошеломительную карьеру при “регионалах” – от главного диспетчера до начальника Одесского морпорта всего за год – с 2011 по 2012. В 2013 г. он уже первый замруководителя Администрации морпортов Украины, в 2015 г. – замминистра транспорта Украины. Убежденный регионал, любимец команды экс-президента Януковича, сочувствующий опоблоковец, помощник Сергея Левочкина. Как не спасти бизнес корешей в Крыму?
Работники Одесского морского порта рассказывают, что контейнеровозы с ильменитом ОГХК на Крым “двигали” в прямом и переносном смысле Соловей с Васьковым. А когда произошла заминка с отправкой груза – отдел борьбы с контрабандой одесской таможни возмутился тем, что VENTO по декларации отправляется в никуда – Средиземное море, без указания порта выгрузки, за дело взялся глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко.
Убежденный антикоррупционер и “соросенок” Сенниченко лично оббежал властные кабинеты, чтобы груз отправили по назначению. А Соловей не уставая, писал гневные письма на таможенников, мол, как смеют препятствовать реализации стратегической продукции стратегического предприятия страны! В схеме нет случайных людей. Каждый сделал свое дело. (Укррудпром/Химия Украины и мира)