Центральный вопрос на рынке нефтепродуктов – грядущее рассмотрение в парламенте законопроектов о коррекции акцизных сборов на бензин и сжиженный газ.
Нефтепереработчики и крупные сети АЗС считают, что нынешние ставки акцизов несправедливы с точки зрения потребителей, несущих разное налоговое бремя при закупке топлив. Они опасны для энергобезопасности страны. Мы наращиваем импорт сжиженного газа из России и Беларуси, хотя можем использовать свой бензин. Также они смертельны для крепко связанных между собой нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей и нефтетранспортной отраслей.
Им оппонируют трейдеры сжиженного газа, защищающие свой растущий бизнес, который уже вывел Украину в число мировых лидеров по потреблению пропан-бутана на транспорте. Идет обсуждение и это нормально.
Стороны местами сгущают краски, чтобы усилить свою позицию. И это понятно тоже. Но лично я считаю абсолютно неприемлемым, когда в ход идут откровенно неправдивые факты и цифры. По этой части уверено лидирует Украинская ассоциация сжиженного газа (УАСГ). Возьмем последнее воззвание объединения к первым лицам страны, которое также легло в основу колонки на БизнесЦензор.
Очевидной дезинформаций является ключевой тезис ассоциации – размер повышения цен на сжиженный газ в случае реализации обсуждаемых вариантов коррекции акцизов.
По подсчетам УАСГ, унификация акцизов на уровне 139,5 евро/1000 л приведет к удорожанию автогаза на более чем 5 грн./л. Сближение в законопроекте Андрея Геруса (124,5 евро на газ против 169,5 евро на бензин) – на 4,5 грн./л.
Между тем, расчет очень простой. Унификация предполагает повышение акциза на газ на EUR87,5 за 1000 л, “проект Геруса” – на EUR72,5. Повышение акцизов (курс 33,5 грн.) – 2931,25 грн. за 1000 л и 2428,75 грн. за 1000 л соответственно; повышение с учетом НДС за 1000 л – 3517,5 грн. и 2914,5 грн. Как видим, повышение налога составит 2,9-3,5 грн./л, но никак не 5. Погрешность 33%, многовато как для бизнес-ассоциации…
Также не факт, что вырастет цена на стеле АЗС: это будет зависеть также от уровня мировых цен за сжиженный газ, курса валют, ценовой политики крупных игроков. Есть вероятность того, что рост будет намного меньшим, поскольку сейчас цена на LPG взлетела на границе выше цен на бензин.
Также интересно, что грядущее повышение на автогаз “газовики” считают неизбежным, а вот в падении цен на бензин, которое при аналогичном подсчете составит 1,7-2,9 грн./л, почему-то сомневаются. Хотя, как станет ясно ниже, бензин пока использует большее количество машин, чем газ, значит, и больше людей почувствует ценовое облегчение.
Идем дальше. Один из ключевых тезисов “газового” объединения – машины “на газу” платят больше акциза, чем машины на бензине. Мол, налоговая нагрузка и так высока. По расчетам УАСГ, каждая “бензиновая” машина в среднем за год платит около 1200 грн. в Дорожный фонд, в то время как автомобиль с ГБО – 1700 грн., а с дизельным мотором – 2400 грн…
“Таким образом, отсутствует зависимость уровня налогообложения акцизным налогом разных видов топлива и финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог”, – следует вывод. Спойлер – все наоборот.
Акциз на бензин в четыре раза выше, чем на автогаз. Значит, чтобы платить больше налога, авто с ГБО должно проходить вчетверо больше. Сомнительно, согласитесь. Я решил провести альтернативный расчет, используя логику УАСГ, но с применением адекватных цифр.
Первое, что не соответствует действительности – доля принятого в расчет дизельного топлива, реализуемого через АЗС.
УАСГ считает, что через “пистолеты” проливается 31% всего ДТ в стране или около 2,6 млрд. л в год (исходя из баланса рынка в 2019 г. в объеме 6,991 млн. т или 8,4 млрд. л). По разным оценкам, объем розничного рынка нефтепродуктов составляет около 10 млрд. л в год (около 8 млн. т). Соответственно, по логике “газовиков”, на ДТ приходится около 26% розничных продаж. Однако любой из членов УАСГ, имеющий мультитопливные АЗС, подтвердит, что в реальности дизтопливо в структуре реализации АЗС занимает 40-45%. А есть и такие сети, у кого эта доля достигает 60%.
Таким образом, через колонки, а значит в автотранспорт, едущий по нашим дорогам, за год наливается не 2,6 млрд. л, а минимум 4,2 млрд. л дизтоплива в год. Это не 31% баланса, а 50% от рынка дизельного топлива образца 2019 г. Поэтому оценка УАСГ в 7,8 млрд. грн. акциза с ДТ сильно занижена, реально – 12,4 млрд. грн. Опять двойка!
Расчет нагрузки на дизельный транспорт важен потому, что противники повышения акциза на газ часто кивают на дизель. Мол, хотите собирать больше в дорожный – повышайте акциз на ДТ, его потребители портят дороги больше всех, а платят не так много. Как будет показано ниже, это утверждение также неверно.
Организация делает отсылку к данным Минфина, мол, много дизтоплива потребляется не на дорогах. Это справедливо для водного и железнодорожного транспорта, но к категории “недорожных” отнесена, например, и строительная отрасль, хотя те же битумовозы и цементовозы на наших дорогах – обыденная картина. Как говорится, слепой да увидит!
Мои последующие исследования показали, что в нехитрых расчетах УАСГ неправильным оказались две цифры из двух – и объем акцизов, которые уплачивают автомобилисты, и количество этих самых автомобилистов, точнее, автомобилей.
“Газовики” приводят следующие данные по украинскому автопарку: 8,4 млн. автомобилей с бензиновым двигателем, 3,3 млн. дизельных моторов и около 2,1 млн. машин на пропан-бутане. Всего – 13,8 млн. штук. Источник своих данных УАСГ не раскрывает.
А теперь сравним это с данными компании “Автоконсалтинг” – непререкаемого авторитета на автомобильном рынке. Она утверждает, что “живой” парк – 6,3 млн. штук. Эксперты авторынка пояснили, что определили это количество на основе операций в МРЭО, имевших место с 2000 г. Кроме того, вычленены оккупированные территории. Таким образом, еще одна “штанга” – 6,3 млн. реальных авто вместо 13,8 млн. Погрешность всего-то в 2,2 раза…
С чем я не буду спорить, так это с оценкой УАСГ по части машин с ГБО – 2,1 млн. Здесь лишь обращу внимание, что это почти в три раза больше, чем официально зарегистрированных установок по данным “Автоконсалтинга”.
И это значит, что две из трех машин с ГБО используют его нелегально. Ибо регистрировать дорого, вот и числятся они в статистике как бензиновые. Выходит, что из 3,8 млн. “бензиновых” авто 1,3 млн. на самом деле “газовые”.
Теперь используем корректные данные об акцизах и автопарке и получаем совершенно другую картину.
Итак, на основе корректных данных получаем, что ежегодный акциз с бензинового автомобиля – около 3915 грн. (в 3,2 раза больше, чем по версии УАСГ), газового – 1700 грн., дизельного – 7853 грн. (в 3,2 раза больше). Полученные пропорции как минимум логичны: уплачивая вчетверо больший акциз и передвигаясь примерно также, не могут “бензиновые” машины платить меньше, чем газовые. Как не могут уплачивающие почти втрое больший акциз “дизельные” машины, а это наполовину грузовики с огромным потреблением и пробегом, платить всего в полтора раза больше, как это следует из расчетов УАСГ.
Что это – ошибки или умышленная манипуляция Украинской ассоциации сжиженного газа?
Не берусь судить. Но искажений разной степени в риторике УАСГ выше всяких нормативов – и в части экологии, и в части европейского опыта, и в оценке влияния на социум.
Я – за профессиональную дискуссию. Уверен, и в “акцизном” обсуждении есть место для компромиссов. Но они должны достигаться на основе анализа объективных фактов и цифр, а не манипуляций. На карте интересы миллионов человек и судьба стратегических отраслей экономики. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, “БизнесЦензор”/Химия Украины и мира)