С начала года биржевая стоимость основных видов топлива в России существенно возросла, при этом национальные индексы цен СПбМТСБ на 92-й бензин, мазут и сжиженный углеводородный газ обновили свои исторические максимумы.
Одной из основных причин этого стали высокие мировые цены на нефть, вышедшие на докризисные уровни в результате продления действующих квот ОПЕК+ на апрель, резкого падения добычи в Техасе из-за непогоды, эскалации напряженности на Ближнем Востоке и высокого спроса в Европе из-за сильных холодов. Как следствие, привлекательность экспортных поставок нефти и нефтепродуктов по сравнению с продажами внутри страны существенно возросла.
Также на баланс спроса и предложения на внутреннем рынке нефтепродуктов повлияли недавние перебои с поставками топлива из-за ремонта на Хабаровском НПЗ. С 17 апреля по 16 мая этот завод вновь будет закрыт на плановый ремонт, отгрузки топлива в ДФО будет осуществлять Комсомольский НПЗ.
Отдельно следует сказать про ситуацию на рынке сжиженных углеводородных газов. Цены на СУГ продемонстрировали с начала года наибольший прирост среди других видов топлива, повысившись более чем на 50%. Во многом это было связано с дефицитом предложения в ряде регионов из-за переориентации поставок на экспорт (отдельные поставщики сократили продажи внутри РФ в феврале на 30%). Кроме того, внутренний спрос на СУГ остается стабильно высоким. Так, в России прослеживается устойчивая тенденция перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо, что поощряется государством – в прошлом году субсидии на переоборудование автомобилей для физлиц и малого бизнеса были увеличены с 30% до 60%. В долгосрочной перспективе это позволит сбалансировать внутренний топливный рынок, частично сместив спрос с бензина на СУГ.
Что касается перспектив внутрироссийского рынка нефтепродуктов, на среднесрочном горизонте ожидается некоторая стабилизация цен на топливо. Внешняя конъюнктура для нефтяного рынка пока остается благоприятной, однако во втором квартале вероятна консолидация мировых цен на “черное золото” с учетом возможного смягчения квот со стороны ОПЕК+ и вероятной активизации добычи сланцевой нефти в США (в частности, американская нефтяная корпорация Chevron уже объявила о планах восстановления добычи сверх “доковидных” уровней в ближайшие годы). Это может несколько снизить привлекательность экспорта по сравнению с продажами внутри страны, что приведет к росту предложения на внутреннем рынке и будет способствовать снижению или как минимум стабилизации цен на топливо.
Также следует отметить исключение, сделанное для России в рамках сделки ОПЕК+, позволяющее РФ нарастить объемы добычи в апреле на 130 тыс. баррелей в сутки. Как ранее заявил вице-премьер РФ Александр Новак, эти объемы полностью пойдут на внутренний рынок, чтобы удовлетворить растущий под влиянием сезонного фактора спрос. Стоит ожидать, что в результате этого повышательное давление на топливные цены в России будет ослаблено.
Помимо этого для стабилизации ситуации на внутреннем рынке правительство РФ предприняло ряд мер. Так, в феврале в целях обеспечения достаточного предложения нефтепродуктов были увеличены нормативы по минимальным продажам топлива на бирже СПбМТСБ: по бензину и керосину – с 10% до 11%, дизтопливу – с 6% до 7,5%, сжиженному углеводородному газу – с 5% до 7,5%, мазуту – с 2% до 3%. Несмотря на то, что фактические объемы продаж, как правило, превышают минимальные, предпринятые меры позволят снизить спекулятивную составляющую в ценах на топливо на оптовом рынке.
Если же говорить о ценах для конечных потребителей, то их рост будет оставаться в пределах инфляции.
По итогам совещания в правительстве РФ 10 марта были внесены изменения в формулу демпфирующего механизма. Теперь цены внутреннего рынка будут корректироваться с учетом фактической инфляции в 2019-2020 гг., а также с учетом фактических темпов роста цен в будущих периодах вместо нынешней индексации демпфера на 5%. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)