Новые изменения техрегламента по бензинам и дизельному топливу вступят в силу через неделю. Что реально изменится и как к ним готовиться?
Постановлением КМУ № 967 от 22.09.2020 г. были приняты изменения к действующему Техрегламенту по бензинам, дизельному, судовому и котельным топливам (мазуты), которые вступят в силу с 22.04.2021 г. Это действительно необходимость или очередные косметические правки, от которых ничего не зависит? Давайте разберемся, что поменяется и как изменятся требования.
Во-первых, изменения претерпела сфера, на которую действие техрегламента не распространяется, – был откорректирован пункт 2: топливо, предназначенное для государственного заказа, которое находится на хранении в Госрезерве, потребностей обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но также появилось дополнение для целей исследования, тестирования, “обработки перед сжиганием”, “нефтеперерабатывающей обработки”.
Эти формулировки могут навести на размышления относительно необходимости таких изменений и потенциальных возможных злоупотреблений ими для соответствия требованиям топлива. Речь прежде всего о списании топлива, которое может уйти не обязательно на АЗС, а в реализацию оптовую, аграриям и т. д., под норму “обработки перед сжиганием” или “нефтеперерабатывающей обработки”. Однако появилась формулировка количественного учета таких топлив и невозможности их реализации на АЗС, что может быть недостаточно. Должны быть четкие количественные нормы такого использования топлива от общего объема переработки, испытаний (например, не более 1-2%).
Во-вторых, претерпели изменения формулировки терминов “автомобильный бензин”, “дизельное топливо”, “котельное топливо” с учетом последних современных тенденций по технологии переработки и соответствия нормативным документам.
Главным же изменением в этом ТР является более жесткое нормирование серы в котельных топливах: 0,1% и 0,5% в зависимости от зоны использования таких топлив. Более жесткая норма используется в пределах зоны контроля выбросов диоксида серы (SOx). Для мазута осталась норма 1%, при том что норма 0,5% ранее де-юре была внедрена для низкосернистого мазута.
Отдельно стоит отметить важный факт уменьшения количества показателей для котельных топлив. Если сейчас их 8, то потом будут нормироваться только два: вспышка и сера. Данное изменение сократит существенно затраты импортеров и производителей на проведение испытаний, но откроет новые риски по качеству, поскольку два показателя – это только часть соответствия продуктов требованиям ДСТУ, ТУ У и т. д. Неполноценный контроль качества существенно повысит долю некондиционного продукта на рынке в условиях минимального нормирования показателей качества, ведь существуют и другие важные характеристики котельных топлив (зольность, коксуемость, теплота сгорания и т. д.), которые обязательно нужно определять по НД.
В нынешней версии ТР, регламентирующей в том числе и оформление паспорта качества, есть требование наносить товарный знак предприятия-изготовителя, что давно превратилось в огромную проблему. Согласно изменениям нужно будет указывать только название производителя и его адрес, а не наносить товарный знак. Это полностью снимет вопрос о злоупотреблениях контролирующими органами рыночного надзора.
Отдельной нормой органам по оценке соответствия (органам по сертификации) предписано оформлять 2 раза в год отчет установленной формы для Минэнерго о результатах своей работы. Но ведь вся информация обычно доступна при проверках НААУ (Национальное агентство по аккредитации Украины), представители Минэнерго всегда могут поучаствовать в этих проверках или надзорных аудитах, что, по моему мнению, более эффективно, чем очередная “бумажная работа”.
Последним существенным изменением я считаю уменьшение требования по граничной температуре фильтруемости (текучесть) дизельного топлива с “-5” на “+5”, что как бы должно уменьшить себестоимость летней марки ДТ, но с учетом последних событий это вряд ли возможно.
Стоит также отметить появление терминов “распространитель”, “импортер”, чего не было в нынешней версии, но дает больше возможностей для оценки соответствия не только производителям. Но данное изменение не в полной мере реализует требование участников по оценке соответствия. Много разделов осталось без изменений, где не отображены новые требования для импортеров или распространителей, ведь первый вариант ТР был прописан для внутренних производителей.
Несмотря на многочисленные изменения в ТР, остается достаточно вопросов: это, прежде всего, гармонизация требований EN 590 и EN 228, что требует ряда полноценных изменений в нормировании и градации показателей качества (переход от летних, зимних марок ДТ на марки по EN). Отказ от модулей оценки соответствия и переход на отдельные процедуры оценки по аналогии ТР на LPG, создание полноценной системы мониторинга качества топлива со стороны Минэнерго с учетом интересов участников рынка и современных европейских тенденций по качеству и безопасности использования топлив. (Александр Лютый, независимый эксперт, enkorr.ua/Химия Украины и мира)