Пандемия коронавируса ускоряет энергетический переход Европы. К тому времени, когда европейская экономика оправится от спада, спрос на топливо здесь уже упадет до такой степени, что некоторые НПЗ перестанут существовать.
Несколько предприятий уже объявило о закрытии в ближайшие годы или находятся на грани этого. В материале портала Oil Price объясняется, что именно привело к такому исходу.
НПЗ Antwerp (Бельгия). Мощность – 108 тыс баррелей в сутки. Оператор: Gunvor. Будущее: импортный терминал. Это предприятие находится в невыгодном конкурентном положении по сравнению с другими активами в регионе. Оно представляет собой относительно простую установку гидроочистки без крекинга, имеющую сложность по Нельсону 4,5. НПЗ Антверпена, в первую очередь, был сконфигурирован для среднекислых сортов. Его подкосил рост цен на тяжелую нефть, которой стало меньше из-за сокращений ОПЕК+.
В отличие от другого нефтеперерабатывающего завода Gunvor в Ингольштадте на юге Германии, Антверпен открыт для международной конкуренции со стороны моря. И, похоже, проиграл это сражение, накапливая убытки из года в год. Тем не менее, Gunvor намеревается в будущем использовать складские мощности НПЗ в 7 млн. баррелей как для собственных, так и для сторонних сделок.
НПЗ Grandpuits (Франция). Мощность: 101 тыс. баррелей в сутки. Оператор: Total. Будущее: преобразование в биоперерабатывающий завод. Grandpuits – не самый значимый нефтеперерабатывающий завод для Франции. Однако на протяжении всех этих лет он играл важную роль, являясь ближайшим к Парижу и удовлетворяя спрос парижан на топливо. Правда, Grandpuits не понес слишком больших убытков из-за COVID-19. Однако Total не удается отремонтировать нефтепровод “Иль-де-Франс” (PLIF), который соединяет предприятие с атлантическим портом Гавр. В трубопроводе было несколько утечек. А в 2019 г. одна из них вынудила Total закрыть завод на пять месяцев. Ремонт стоит 600 млн. евро. В итоге концерн решил, что игра не стоит свеч.
Еще три НПЗ ждет судьба хранилищ.
НПЗ Europoort (Нидерланды). Мощность: 88 тыс. баррелей в сутки. Оператор: Gunvor. Будущее: окончательное закрытие/импортный терминал. Это самый маленький нефтеперерабатывающий завод в Нидерландах. Но Gunvor очень долго пыталась сохранить его конкурентоспособность. Однако первая установка перегонки сырой нефти Europoort была отключена еще до пандемии COVID – в ноябре 2019 г. А вторая приостановила работу на техническое обслуживание в марте 2020 г. И больше никогда не запускалась.
НПЗ Porto (Португалия). Мощность: 110 тыс. баррелей в сутки. Оператор: Galp. Будущее: окончательное закрытие/импортный терминал. В конце 2020 г. португальская национальная нефтяная компания объявила, что в 2021 г. она закроет Porto. Сначала там прекратится производство топлива, а затем остановят выпуск битума, базовых масел и ароматических углеводородов. В Galp заявили, что закрытие Porto было запланировано в среднесрочной перспективе. Но пандемия ускорила этот процесс. Когда вторая волна COVID поразила Португалию, компания остановила переработку нефти. Как впоследствии выяснилось – навсегда.
НПЗ Naantali (Финляндия). Мощность: 58 тыс. баррелей в сутки. Оператор: Neste. Будущее: импортный терминал. Это завод, меньший из двух финских, прекратил переработку в марте 2021 г. Теперь перейдет к своей будущей роли в качестве импортного терминала, имея около 50 млн. баррелей совокупной емкости хранения по всей площадке.
Таким образом, будущее нефтепереработки в Финляндии будет зависеть от НПЗ Porvoo мощностью 197 тыс. баррелей в сутки. Однако и на нем предстоят преобразования. Завод будет одновременно перерабатывать сырую нефть и биосырье. (teknoblog.ru/Химия Украины и мира)