Оптовые цены на бензины установили новые исторические максимумы, однако потенциал их дальнейшего роста почти исчерпан. Дело в том, что уже вскоре цена на бензин АИ-92 может более чем на 10% превысить закрепленную в законе цену для расчета демпфера, из-за чего нефтяные компании лишатся многомиллиардных компенсаций за поставки топлива на внутренний рынок.
По мнению экспертов, производители топлива не допустят такого исхода. В то же время эксперты не исключают, что властям вскоре снова придется обсуждать корректировку демпфера из-за роста нефтяных котировок и ослабления рубля.
Рост оптовых цен на топливо, которые на этой неделе вновь обновляли исторические максимумы, вскоре может столкнуться с существенным ограничением. Так, 20 июля АИ-92 и АИ-95 дорожали на бирже СПбМТСБ на 0,84% и 0,49% почти до 56,7 тыс. и 59,7 тыс. руб./т соответственно. Это рекордные значения биржевых индексов за всю историю. Однако котировки уже приближаются к уровню, при превышении которого нефтекомпании потеряют возможность получать субсидии от государства в виде демпфера. По закону, если оптовая цена отклоняется в верхнюю сторону более чем на 10% от индикативной внутренней цены, демпфер обнуляется.
Демпфер частично покрывает разницу между внутренней оптовой и экспортной ценой за счет бюджета, чтобы даже при высоких экспортных ценах нефтекомпании поставляли топливо на внутренний рынок и не слишком поднимали цены. Так, по расчетам Reuters, в июне демпфер на бензин АИ-92 мог составлять около 13,5 тыс. руб./т.
По данным СПбМТСБ, за 16 дней июля средняя цена на АИ-92 на НПЗ, расположенных в европейской части России, составила 55,4 тыс. руб./т. Если цена в среднем за месяц поднимется еще на 3,85% до 57,5 тыс. руб./т, этот уровень окажется выше базовой цены в формуле расчета демпфера (52,3 тыс. руб./т) более чем на 10%, говорится в отчете “Петромаркета”. Таким образом, нынешняя стоимость АИ-92 в условиях скорректированного с 1 мая демпфера находится на пиковых значениях, при которых российские нефтекомпании сохраняют право на компенсации за сдерживание цен на топливо.
Нынешний рост цен на топливо вызван увеличением мировых нефтяных котировок и ослаблением курса рубля к доллару, поскольку стоимость топлива внутри РФ зависит от рентабельности его экспорта.
Кроме того, летний сезон отпусков в условиях в значительной степени ограниченного зарубежного авиасообщения также сопровождается повышенным спросом на бензин. Наконец, некоторые НПЗ еще продолжают ремонтные работы. “Загрузка НПЗ продолжает рост для эффективного ответа на вызовы рынка, при этом постепенно завершается плановый ремонт части заводов. Рост объемов производства бензина после завершения плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах к концу июля поспособствует дальнейшей стабилизации биржевых цен”, – заявляли на прошлой неделе в Минэнерго.
“Если, условно говоря, евро будет стоить 20 или 30, даже если 50 рублей, тогда и бензин будет по 20 (рублей за литр). Но другое дело, что у нас работают с валютным курсом только в сторону повышения”, цитирует издание Леонида Федуна, совладельца “Лукойла”.
Несмотря на значительный рост оптовых цен, стоимость топлива на АЗС увеличивается медленнее, из-за чего многие заправки имеют минимальную маржу или получают убытки. Особенно это касается независимых операторов, которые не имеют собственной добычи и переработки. По данным Росстата, розничные цены на бензин с начала года выросли на 4,7% при инфляции 4,6%. Власти настаивают на том, чтобы рост цен на заправках не превышал инфляцию.
Потенциал роста биржевой цены на АИ-92, скорее всего, действительно ограничивается 4%, подтверждает Анна Лишневецкая из “Петромаркета”.
Очень маловероятно, что производители пойдут на увеличение своих отпускных цен на АИ-92 выше уровня, обнуляющего демпфер, считает она. Ведь в таком случае нефтекомпаниям для достижения равной доходности поставок на внутренний рынок и экспорт (при сохранении текущего уровня цен на топлива в Европе и курса доллара) придется увеличить отпускные цены на бензин обеих марок примерно на 14-15 тыс. руб./т.
По мнению госпожи Лишневецкой, властям, возможно, придется снова пойти на корректировку демпфера, так как существуют риски увеличения стоимости автобензина и особенно дизтоплива на европейском рынке в результате роста цены на нефть или крэк-спредов на продукты. Это, в свою очередь, может привести к росту экспортных нетбэков для российских производителей и увеличению цен НПЗ на внутреннем рынке. В условиях ограничения роста розничных цен уровнем инфляции это приведет к росту текущих убытков от торговли топливом в рознице, считает эксперт. (Rcc/Химия Украины и мира)