Многие транснациональные корпорации мира приветствуют так называемую передовую переработку отходов как решение кризиса отходов, который заставляет страны бороться с использованием пластмасс.
Крупнейшие нефтяные и химические компании, производящие продукты нефтехимии и международные потребительские брэнды, использующие огромное количество пластика для упаковки товаров, находятся в поиске решений для превращения пластикового мусора в топливо, текстиль и другие побочные продукты. Одним из направлений для исследования является так называемый биопластик, который производится из возобновляемых источников биомассы. Это могут быть растительные жиры и масла, кукурузный крахмал, солома, щепа и переработанные пищевые отходы.
European Bioplastics прогнозирует рост глобальных производственных мощностей по изготовлению биопластиков до 2,8 млн. т к 2025 г. Этот рост стимулируют такие инновационные биополимеры, как полипропилен и особенно полигидроксиалканоаты. В целом на долю биоразлагаемых пластмасс сегодня приходится почти 60% мировых производственных мощностей по производству биопластиков.
Упаковка остается самой большой областью применения биопластиков – почти 47% всего рынка в 2020 г. А с точки зрения развития регионального потенциала крупным производственным центром остается Азия, где производится более 46% биопластика. Примерно четвертая часть производственных мощностей находится в Европе. По прогнозам, к 2025 г. эта доля вырастет до 28%. В европейской ассоциации уверены, что ключевым производителем биопластика должна стать Европа, потому что биопластик будет играть важную роль в достижении циркуляционной экономики.
Попытки перейти от нефтехимических пластиков к возобновляемым и биоразлагаемым пластикам оказались очень хитроумными. Процесс их производства часто требует использования токсичных веществ и в целом достаточно дорог. Несмотря на ряд прорывных исследований ученых, биопластики пока не находят популярности среди крупного бизнеса. Своим взглядом на эту тему поделились отраслевые эксперты.
По мнению заведующего сектором нефтяного рынка Института энергетики и финансов Александра Титова, использование биопластиков из биоэтанола сокращает объем выбросов СО2 в атмосферу при производстве, но не решает проблему пластиковых отходов, как и биоразлагаемые пластики (из нефтепродуктов с добавками), которые требуют специальных условий для компостирования. “Это сдерживает потенциал развития биопластиков. Также данный вид пластиков не подлежит вторичной переработке с обычными пластиками, что может ухудшить качество собранных отходов при смешивании в контейнерах для вторичной переработки”, – отметил эксперт, подчеркнув, что это снижает эффективность процессов переработки.
Кроме того, по его мнению, биоразлагаемые пластики могут создать ложное ощущение у потребителей о возможности просто выбросить их, не причинив вреда окружающей среде. “Таким образом, текущие экологические преимущества как пластиков из биоматериала, так и биоразлагаемых пластиков можно поставить под сомнение. Эти свойства пока не компенсируют ущерб, причиненный ненадлежащей утилизацией пластиковых отходов. Здесь, как и в переработке, необходимы технологические прорывы”, – говорит Титов.
Площадь земель, используемых для выращивания возобновляемого сырья для производства биопластика, оценивалась в 2020 г. в 0,7 млн. га. Это порядка 0,015% от общемировой сельскохозяйственной площади в 4,7 млрд. га. Несмотря на прогнозируемый в ближайшие пять лет рост рынка, доля землепользования для биопластика лишь незначительно увеличится.
В октябре 2018 г. “ТАИФ” и итальянская компания Bio-On S.p.A. заключили соглашение о строительстве в Татарстане завода по производству биопластика из патоки и сиропа сахарной свеклы мощностью не менее 10 тыс. т в год. Особое внимание в проекте будет уделено экономическим и экологическим аспектам, которые характеризуют инновационную технологию, разработанную компанией Bio-on, способную преобразовывать низкокачественное и натуральное сырье в возобновляемые продукты с высокой добавленной стоимостью. Технология, а также процесс производства отвечают принципу безотходной “зеленой” экономики, которая в настоящее время финансируется и продвигается по всему миру.
В Союзе переработчиков пластмасс России (СПП) сомневаются в перспективах масштабного развития этой отрасли в России и мире. “В настоящий момент есть отдельные компании, которые производят реальную биоразлагаемую упаковку (например, из крахмала или рыбной чешуи), в том числе и в ЕАЭС. Однако общий объем ее производства как у нас, так и за рубежом чрезвычайно мал ввиду некоторой доли экзотичности и, главное, абсолютного отсутствия экономической выгоды”, – сказали в СПП.
Биоупаковка в 3-5 раз дороже обычной пластиковой, потому сегодня абсолютно невыгодна и не востребована. “Следует помнить, что биопластики не предназначены для рециклинга или рекуперации, они служат только для компостирования как пищевые отходы. При этом засоряют территории как пищевыми отходами, так и такими пластиками. То есть засорение как действие или его результат не связано с типом материала”, – пояснили в союзе.
Генеральный директор “Центра отраслевых исследований” Андрей Костин также скептически настроен к развитию отрасли биопластиков. “Эффективность крайне низкая. Когда-то думалось, что не нужно будет менять структуру короткоживущей упаковки, мы заменим на био. Но она, как оказалось, не такая разлагаемая. Для биопластика требуется отдельный канал сбора. Оказалось, что в большей части климатических и почвенных условий биопластики быстро не разлагаются, цены на производство таких материалов очень высоки. Этот сегмент развивается в сельском хозяйстве и в медицине. В 80% случаев применение био упаковки – это маркетинговые приемы и не выход из ситуации”, – сказал эксперт. (rupec.ru/Химия Украины и мира)