Дорогой природный газ изменил многие рынки. В основном растут цены на те товары, при изготовлении которых газ используется в качестве энергоносителя, но особая динамика наблюдается там, где газ применяется в качестве сырья. К примеру, европейские и азиатские автоперевозчики уже почувствовали на себе растущий дефицит жидкого реагента AdBlue, для приготовления которого газ является ключевым компонентом.
Уже несколько лет AdBlue является неотъемлемым атрибутом при использовании дизтоплива. Без него не могут работать дизельные грузовики стандарта Евро-5 и Евро-6. Если раньше повышение экологических норм больше касалось грузовых автомобилей, в конструкцию двигателей добавлялись системы и компоненты, которые помогали соответствовать жестким экологическим требованиям, то теперь такими системами все чаще комплектуются и легковые автомобили.
Причина дефицита реагента – рост мировых цен на газ. В конце сентября химический гигант BASF сократил производство аммиака на предприятиях в Антверпене и Людвигсхафене, в октябре – азотный завод SKW в Пестерице. Итальянский завод Yara объявил о повышении цен на реагент и ушел в отпуск на четыре недели. Словацкая Duslo, крупнейший производитель AdBlue в Европе, сократила свое производство до технического минимума. Это даже вызвало кризис на рынке автомобильных перевозок в Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии. По словам дистрибуторов, спрос на реагент вырос на 70-100%.
По данным Чешской ассоциации нефтяной промышленности и торговли, потребление AdBlue на заправочных станциях за первые 8 месяцев 2021 г. увеличилось до 10 млн. л, что больше на 135%, чем в прошлом году. Словацкое правительство заказало 500 тыс. л AdBlue местному производителю Duslo под продажу только словацким автоперевозчикам.
Ожидаемо, что дефицит AdBlue приведет к замедлению автомобильных грузоперевозок или к увеличению использования незаконных устройств, имитирующих впрыск AdBlue в двигатель.
В ответ на это некоторые европейские страны ужесточают проверки тяжелых транспортных средств, при обнаружении манипуляций с системами контроля выбросов водителю грозит штраф от 1 тыс. евро до 8 тыс.
Азиатский вектор. Дефицит угля, с которым недавно столкнулась КНР, повлек за собой и перебои с поставками мочевины. Более 3/4 всей мочевины в КНР производится из угля. Очень быстро это почувствовала и Южная Корея. Стоимость AdBlue взлетела в 3-4 раза буквально за неделю, но и по этим ценам реагента просто нет.
Нехватка реагента грозит остановкой муниципального транспорта, машин быстрого реагирования и автоперевозчиков. Пока Корея смогла договориться об экстренных поставках с Вьетнамом и Австралией, но эти объемы для нее слишком малы, поэтому в качестве альтернативных поставщиков реагента AdBlue рассматриваются лицензионные украинские производители. Украинско-британское “СП АЗМОЛ Бритиш Петрокемикалс” заключило договор на поставку реагента в Корею.
Украинский рынок. В Украине также растет спрос на реагент, который в основном везут из-за заграницы. Но уже на начало 2021 г. введены в эксплуатацию два крупных лицензированных немецкой ассоциацией VDA (Verband der Automobilindustrie) производителя AdBlue – завод CrossChem (мощность 1800 т/год), расположенный в с. Зуровка в Киевской области, и выше упомянутое совместное украинско-британское предприятие AZMOL-BP (мощность 5000 т/год), производство которого находится в Бердянске Запорожской области.
После обращения крупных логистических компаний к лицензиатам торговой марки AdBlue(r) компании VDA предприятие AZMOL-ВР рассматривает возможности поставок реагента не только в Корею, но и в Германию, Великобританию, Болгарию и Румынию. Выбор европейцев понятен: AZMOL-ВР – крупнейший в регионе производитель масел, который имеет экспертизу и богатый международный опыт работы в нефтехимическом секторе. Важным моментом для заказчика является наличие у производителя в Бердянске уникального для Украины международного научно-исследовательского центра “ЛАБэксперт”, созданного всемирно известным английским химиком Терри Дикеном. Центр оснащен специализированным оборудованием контроля качества AdBlue, чем дорожат на украинско-британском предприятии. По всем тестируемым параметрам реагента AZMOL-ВР соответствует всем нормам ISO 22241.
Несмотря на рост и развитие украинского рынка AdBlue, а сегодня его активно продают на каждой пятой АЗС, развивается инфраструктура, в частности растут продажи ТРК под реагент. В то же время поисковики пестрят объявлениями про отключение SCR систем с установкой программируемых имитирующих блоков. Стоимость услуги в пределах 3500 грн. Причем данный сервис уже предоставляется прямо в очередях или парковках грузового транспорта. Компании предоставляют гарантии и акты…
Это говорит о полном отсутствии контроля за техническим состоянием транспорта и соответствия выхлопа экологическим нормам. Европейцы удивляются, зачем тогда в Украине несколько лет назад принимались новые стандарты качества топлив, чтобы потом не контролировать выхлопы? Согласитесь, это достаточно показательный пример того, что происходит в нашей стране с отраслью как таковой и не только.
Пока на украинском рынке доминирует импортный продукт. К примеру, сеть ОККО везет из Польши реагент Noxy, SOCAR предпочитает литовский Gaschema, сеть Marshal предлагает клиентам АЗС белорусский М-стандарт. Но на фоне дефицита, цен и логистики все больше сетей предпочитает украинского производителя AdBlue. Безусловно, важно работать с лицензированным продуктом, производитель которого гарантирует качество, чтобы избежать проблем с недовольными клиентами в случае поломки транспорта.
Однако украинский рынок наполнен нелицензионными продуктами, что также является проблемой для продукта, на который нет техрегламента. Под видом специальной автомобильной жидкости, вполне могут предлагать раствор карбамида Б – сельскохозяйственного карбамида, разбавленного обычной водой. В таком продукте будут отмечены повышенные значения биурета (карбамилмочевины), а при плохой очистке воды для производства реагента отмечаются завышенная массовая концентрация альдегидов, магния и натрия. Соли из такой воды могут забить поры катализатора блока SCR, а впоследствии и всю выхлопную систему. А это кратчайший путь к смерти катализатора. Цена нового составляет около EUR5 тыс. Такая экономия может обойтись очень дорого. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)