Сжиженный природный газ занял рекордную долю европейского импорта в январе. Но можно ли им заменить традиционные источники поставок?
По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, поставки сжиженного газа в Европу в нынешний период бьют рекорды и занимают значительную часть импорта. В декабре импорт СПГ в Европу вырос на 43% к нгоябрю. Больше всего увеличились поставки из США – на 70% к ноябрю и на 130% к аналогичному периоду предыдущего года.
В январе 2022 г. на СПГ пришлись уже 37% импорта всего газа в Европу. Для сравнения: средний показатель в 2020-2021 гг. составил 23%. В физическом объеме эти поставки составили 11,8 млрд. куб. м, что стало новым историческим максимумом. Предыдущий рекорд в 9,1 млрд. куб. м был зафиксирован в ноябре 2019 г.
Больше всего нарастили импорт Франция (до 3 млрд. куб. м – в 4,3 раза больше, чем в январе 2021 г.) и Великобритания (до 2,9 млрд. куб. м – втрое больше относительно января прошлого года). А вот если говорить о глобальной ситуации, импорт в Китай и Японию в январе сократился на 11%, составив около 10 млрд. куб. м.
Очевидно, тут сказались ценовая конъюнктура на европейском континенте и потребность в газе на фоне его высоких котировок. Постараемся разобраться, насколько длительной может быть такая тенденция и смогут ли танкеры со сжиженным газом заменить трубопроводный газ из РФ.
Сезонный фактор. Рынок СПГ очень четко отреагировал на ценовую ситуацию в Европе в декабре. Тогда спотовая цена достигала свыше $2000/тыс. куб. м. Спред между ценами в Европе и Азии вырос до исторического максимума. В декабре январские фьючерсы торговались в Европе по $1550/тыс. куб. м, в Азии – по $1500/тыс. куб. м. В конце января азиатская премия совсем сошла на нет: газ на TTF стоил $1100/тыс. куб. м, на JKM – $830/тыс. куб. м. Эти цифры показывают привлекательность рынка Европы для поставщиков СПГ.
В начале года подземные хранилища газа в Европе были заполнены на 56%, что на 15% ниже, чем средний показатель за последние 10 лет. В конце января уровень запасов опустился ниже 40%-ной отметки до 39,65% или 43 млрд. куб. м. Это говорит о том, что на фоне высоких цен газ в Европе стараются отбирать из хранилищ, а не делать новые закупки.
На переориентацию поставок СПГ из Азии на Европу повлияли еще несколько факторов, но поменьше. Экспорт в Европу из США немного удобнее с точки зрения логистики. Добавим к этому умеренные температуры и приемлемый уровень запасов. Но рынок ожидает, что вскоре цены в Азии станут больше, чем в Европе, на $150-200. Поэтому рост поставок СПГ на европейский континент может объясняться, условно говоря, сезонным временным фактором. Потребление СПГ в Европе должно прийти в свои обычные объемы, а 37% импорта – скорее некая аномалия.
“Январь не является показательным, поскольку в январе заявок на российский газ было мало, – говорит эксперт в сфере энергетики Геннадий Рябцев. – Из-за этого сократились прокачки газа. Объясняется это в первую очередь высокой ценой. Европейские потребители предпочитали откачивать остатки газа из подземных хранилищ, чем покупать газ дороже. Российский газ по спотовым ценам в январе практически не продавался. Сейчас ситуация меняется. Я думаю, что по итогам февраля доля сжиженного природного газа уменьшится до привычных 25-27%”.
Сколько стоит СПГ. В 2019 г. объем потребления газа в Европе составил 560 млрд. куб. м (такой же объем потребления в Европе зафиксирован и за 2021 г.). Из них чуть менее 200 млрд. поступило из России по газопроводам и 21 млрд. в качестве СПГ. Около 170 млрд. куб. м Европе дала добыча на Северном море, в том числе от Норвегии 120 млрд. Еще 170 млрд. пришлись на экспорт из других стран газопроводами и в виде СПГ. В частности, Катар поставил 32,7 млрд. куб. м СПГ, Алжир – 30 млрд. трубопроводом и СПГ, США – 17,7 млрд. СПГ, Нигерия – 15,7 млрд. СПГ.
В ближайшее время ожидается, что основную роль в мировых поставках СПГ будут играть США, Австралия, Катар. Американский сжиженный газ уже занимает свое место в Европе. Его поставки выросли до 26,7 млрд. куб. м в 2020 г. и 31,1 млрд. куб. м в 2021 г. В январе 2022 г. США экспортировали в Европу две трети всех своих продаж СПГ за границу.
Отвечая на вопрос, сможет ли СПГ реально конкурировать с трубопроводным газом от “Газпрома” или других источников, необходимо обратить внимание, по какой цене реально торгуется этот газ, то есть по цене ли долгосрочных контрактов, что в 3-4 раза дешевле, чем на бирже.
“В значительных объемах СПГ не сможет конкурировать по цене, потому что и та же Россия, и та же Норвегия предлагают газ по стоимости ниже, так как у них добыча газа дешевле, – говорит эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук. – Например, в США есть большая часть дотации, которая закладывается в добычу газа и на саму доставку газа, его сжижение. То есть государство платит, поддерживает этот сектор. По какой реально цене может продаваться американский газ? Чтобы его привезти в Европу, реальная себестоимость выходит, грубо говоря, $300-350. Это очень скромно, есть и выше. К этому еще добавьте спокойно $200 всех остальных затрат, которые они несут. Его реальная цена $500-600. По такой цене они должны его продавать”.
А средняя цена импортного газа от “Газпрома” для Европы по долгосрочному контракту составляет $270-280.
Особенность в том, что разница между ценами на газ в США и Европе в прошлом году составляла $200/тыс. кубометров, с Азией – около $260. Таким образом поставщики покрывают сжижение (до $100), доставку ($35) и получают хорошую маржу.
Конкурировать с трубопроводным газом СПГ мешает особенность транспортировки. Газ по трубе поставить куда проще. Транспортировка сжиженного газа по морю занимает больше времени. Кроме того, далеко не в каждой стране Евросоюза есть терминалы по приему СПГ.
“Если мы говорим о длинных контрактах, цена трубопроводного газа всегда будет ниже, – говорит энергетический эксперт Валентин Землянский. – А в случае необходимости резко нарастить объемы поставок сжиженный газ не может быстро удовлетворить запрос. Например, резкое снижение температуры. Нужно решение в течение трех дней. И Норвегия, и “Газпром” могут нарастить объемы поставок, а со сжиженным газом этого не получится. При самом оптимальном варианте поставки придется ожидать две недели”.
“Трубопроводный газ где-то на четверть дешевле сжиженного. Это объективно обусловленная разница. Нельзя сделать так, чтобы газ, который транспортируется по морю, претерпевает сначала сжижение, а потом регазификацию, стоил дешевле газа, который просто идет по трубе”, – отмечает Геннадий Рябцев.
Резервная функция. Ожидается, что к 2025 г. производство СПГ в мире вырастет с 346 до 449 млн. т и рынок столкнется с его избытком от 26 до 34 млн. т в год. В частности, к 2025 г. Катар планирует расширить производство сжиженного газа примерно на 33 млн. т в год. В США постройка трех новых заводов в ближайшие годы суммарно увеличит экспорт СПГ на 33,2 млн. т. Большая часть этих объемов будет предназначаться для рынков Азии, а не ЕС, потому что эти рынки традиционно в приоритете по цене. Кроме того, планы нарастить производство СПГ есть и у России. Заявлялось, что к 2025 г. там хотят увеличить производство до 68 млн. т, то есть на 28 млн. т больше нынешнего показателя.
СПГ, помимо функции резервных поставок энергоресурсов, может выполнить другую миссию – заместить газ Гронингенского месторождения, которое хотят закрыть из-за низкого качества газа и сейсмической опасности в регионе. Также СПГ может стать альтернативой немолодым месторождениям норвежского газа.
“Доля СПГ на рынке Европы будет увеличиваться, но нельзя сказать, что это будет естественный процесс, – говорит Геннадий Рябцев. – Просто доля трубопроводного газа объективно будет сокращаться. Стареют месторождения Норвегии, будет закрыт Гронинген в Нидерландах. Если эти два государства будут сокращать добычу, следовательно, на объем сокращения возрастет доля сжиженного газа. Понятно, что доля “Газпрома” на рынке и так велика, вряд ли кто-то из европейских политиков выступит за увеличение доли российского газа в балансе”.
По мнению эксперта, существенно доля “Газпрома” в поставках газа в Европу не изменится и останется на уровне 35% от европейского потребления.
Эксперт Юрий Корольчук отмечает, что из-за проблем с поставками из Норвегии и Алжира в Европе может образоваться дыра в потреблении в 50-60 млрд. куб. м. Это реальные объемы, за которые СПГ может побороться с “Газпромом”. “Американский газ может занять в этой дыре до 10 млрд. куб. м. Не думаю, что больше”, – отмечает Юрий Корольчук.
В целом полная замена сжиженным газом поставок в Европу российского трубопроводного газа является малоперспективной. Тогда поставщикам пришлось бы бросить азиатский рынок, на котором у них кроме привлекательных цен есть и обязательства по контрактам. Выгодно это для них может быть только в том случае, если в Европе будут стабильно держаться высокие биржевые цены по $1500-2000/тыс. куб. м, но, возможно, этот тренд уже прошел. Поставки СПГ в Европу будут определяться рыночной логикой, а не политической. Можно ожидать борьбы США с российским газовым диктатом в Европе, но только в виде санкций, а не танкеров с СПГ. (dsnews.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)