Как ни парадоксально, но цена на топливо снижается – правда, на бирже, а не в рознице.
Согласно прогнозу JPMorgan, при сохранении текущей ситуации на мировых рынках к концу года Brent дойдет до $185 за баррель. Сейчас нефть поднялась выше $115, европейские страны уже начали испытывать на себе резкий рост стоимости ГСМ. Российскому топливному рынку, как ни странно, дорогая нефть и жесткий санкционный режим только помогли. За прошедшую неделю бензин и дизель в стране стремительно дешевели на бирже.
В России с 28 февраля по 4 марта цены на бензин Премиум-95 уменьшились на 10,06% до 47253 руб./т, на Регуляр-92 – на 12,18% до 43939 руб., свидетельствует информация СПбМТСБ. За неделю цены на летнее дизтопливо упали на 12,3%, стоимость СУГ – на 5%.
Снижение цен отмечено по всем видам топлива, которое торгуется на бирже. Поразительно, что это падение произошло на фоне постоянного роста стоимости нефти.
Ранее, когда цены сырья на мировом рынке поднимались, российское топливо резко росло в цене. Данное обстоятельство постоянно требовало от правительства и ФАС новых решений для регулирования рынка и постоянного общения с нефтяными компаниями и биржей. Сейчас нефть держится выше $100 за баррель, но бензин в России дешевеет. И если с дизелем этот процесс как-то можно объяснить сложностями с экспортом этого вида топлива, то подешевевший бензин остается парадоксом.
У экспертов нет единого ответа на вопрос, почему при дорогой нефти бензин в России стал дешеветь. Кто-то считает, что на фоне санкционного давления и отключения от западных бирж нефтепродукты стали ориентироваться исключительно на внутренние показатели. Другие предполагают, что из-за действий Центрального банка, который резко поднял ключевую ставку до 20%, у трейдеров исчезли деньги на покупку новых партий топлива. ЦБ “подрубил” крылья и спекулянтам, которые без заемных средств могут уйти с рынка. Так или иначе, но, судя по оптовым ценам, российский топливный рынок становится профицитным, хотя это совсем не характерно для данного времени года, когда участники рынка формируют запасы топлива к посевной сезону. Минэнерго России подтвердило, что страна полностью обеспечена необходимыми запасами топлива.
Розница на биржевое удешевление реагирует не сразу, так как оптовые поставки приходят на АЗС в течение месяца. Более того, очевидно, что большинство автозаправочных станций предпочтет не заметить факт резкого снижения цен на оптовом рынке. Однако в ряде регионов бензин уже подешевел. В Салехарде цена бензина на заправках “Роснефти” потеряла полтора рубля. Во Владивостоке на разных АЗС падение составляло от 60 копеек до 4,5 руб. В Сыктывкаре цена бензина снизилась почти на 2 руб., дизель подешевел на 6 руб. и более.
При этом для мирового топливного рынка тенденция на снижение цен не характерна.
На заправках в США стоимость бензина за месяц выросла на 9,3%, с $3,39 за галлон до $3,65. Наиболее высокие расценки на топливо держатся на западном побережье Соединенных Штатов, где цена одного галлона превышает $4.
За февраль цены на бензин в Южной Корее выросли на 16,5%, дизельное топливо – на 21%, керосин – на 31,2%, СУГ – на 23,8%. Китай с 4 марта повысил розничные цены на бензин и дизельное топливо: цена бензина выросла на 260 юаней (около $41,26)/т, дизельного топлива – на 255 юаней/т. Цены на бензин в Турции достигли исторического максимума – бензин 18,77 лир ($1,32)/л, обычное дизельное топливо – 19,85 лир ($1,39)/л.
В странах ЕС розничные цены на бензин и дизтопливо уже ставят исторические рекорды. Германия за последнюю неделю показала рост в 5%, средняя цена бензина марки Super (аналог АИ-95) поднялась до 1,84-1,88 евро. В Нидерландах средняя цена за литр АИ-95 по состоянию на 2 марта – 2,265 евро. Во Франции цена литра в среднем составила 1,74 евро. Цены на дизельное топливо на 15% выше, чем во время протестов Желтых жилетов в конце октября 2018 г., а АИ-95 на 17,5% дороже. В некоторых районах Парижа цены на топливо превысили 2 евро за литр. В Великобритании скачок цен на горючее стал самым резким за все время ведения статистики. Стоимость бензина там преодолела отметку в 1,5 фунта за литр. При этом в странах Западной Европы возникают очереди на заправках, автомобилисты начинают заливать бензин “под завязку” в ожидании дальнейшего подорожания.
В ЕС аналитики предпочитают перекладывать вину за такое поведение топливного рынка на геополитический фактор, а именно страхи трейдеров по поводу поставок энергоресурсов из РФ. Однако они забывают, что процесс подорожания бензина и дизеля идет уже давно и связан он в первую очередь с энергокризисом, который поразил Европу еще осенью 2021 г. Нынешнее подорожание нефти и осложнение логистических поставок только усугубило этот процесс. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)