Chariot, ориентированная на Африку энергетическая компания транзитного типа, подписала меморандум о взаимопонимании (МОВ) с голландским международным портом Роттердам. Это крупнейший транпортно-энергетический центр Европы, который обрабатывает значительную часть общего спроса на ископаемую энергию в ЕС.
В настоящее время через Роттердам импортируется около 30% российской сырой нефти, 25% сжиженного природного газа и 20% нефтепродуктов и угля, сообщается на сайте порта.
Меморандум о взаимопонимании Chariot представляет собой первый шаг к созданию цепей поставок для импорта экологически чистого водорода и аммиака в удовлетворение ожидаемого спроса в Нидерландах и других странах Северо-Западной Европы.
Порт Роттердам год назад заявил амбицию стать водородным хабом, запустив проект HyTransPort.RTM. Партнеры солидные и амбициозные. Например, Gasunie – крупнейший голландский оператор газотранспортных сетей. Принадлежит на 100% государству, приобрел 25% акций порта. Gasunie участвует в проекте создания водородопровода открытого доступа с возможностью обмена водородом между компаниями в портовой зоне Роттердама. В развитии можно будет транспортировать водород в другие регионы страны. Трубопровод также будет связан с национальной водородной сетью, которую реализует Gasunie. Предлагаемый маршрут Delta Corridor проходит от Роттердама через Мурдейк, Тилбург и Венло до Кемелота (Лимбург) и немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия.
Еще один партнер администрации порта Роттердама – энергетический гигант Uniper. Затеяно крупномасштабное производство зеленого водорода в районе Маасвлакте. Планируется, что к 2025 г. на территории Uniper будет построен завод мощностью 100 МВт с возможностью расширения до 500 МВт.
Shell подписала в январе этого года контракт на поставку с компанией thyssenkrupp Uhde Chlorine Engineers на строительство завода по производству экологически чистого водорода мощностью 200 МВт в порту Роттердама. Согласно контракту, thyssenkrupp спроектирует, закупит и изготовит электролизную установку мощностью 200 МВт на базе своего крупномасштабного модуля электролиза щелочной воды мощностью 20 МВт. Строительные работы уже начаты, предполагаемый пуск производства в 2024 г. В центре объекта спроектирован зал размером с три футбольных поля. Там будет производиться зеленый водород для промышленности и транспортного сектора, а энергия для электролиза поставляется крупным офшорным ветропарком Hollandse Kust (Noord).
Голландская предприимчивость не знает границ, порт Роттердама работает с оператором танкерной флотилии и двумя японскими конгломератами для изучения возможности импорта водорода в форме метилциклогексана, промышленного химического вещества, которое выделяет H2 при преобразовании в толуол.
В 2020 г. компании Chiyoda, Mitsubishi, Mitsui и NYK завершили демонстрационный проект по транспортировке и хранению водорода на большие расстояния с использованием технологии SPERA Hydrogen от Chiyoda. Они построили завод по превращению толуола в метилциклогексан (MCH) в Брунее, отправили его в Японию, преобразовали MCH в толуол и водород, сохранили водород и отправили толуол обратно в Бруней для повторного использования. По словам представителей Chiyoda, это был первый в мире проект глобальной цепочки поставок водорода, доказавший техническую готовность к коммерческому использованию.
Консорциум ожидает, что этот процесс будет играть важную роль в создании цепочек поставок водорода в промышленных масштабах. MCH представляет собой жидкий углеводород, его гораздо легче транспортировать, чем аммиак или жидкий водород, которые для транспортировки необходимо охлаждать и хранить при низких и сверхнизких температурах. Технология неоднозначная, поскольку МСН крайне токсичен для обитателей водной среды.
Чтобы максимально использовать потенциал процесса SPERA, управление порта Роттердам, Koole Terminals, Chiyoda и Mitsubishi проводят совместное исследование крупномасштабного импорта водорода в Нидерланды. Каждый будет играть отдельную роль: администрация порта поможет соединить основных конечных потребителей водорода в Северо-Западной Европе с зарубежными поставщиками водорода; Chiyoda поставит технологию; Koole исследует хранение и распространение; а Mitsubishi возглавит коммерческое развитие проекта.
Партнеры надеются действовать в кратчайшие сроки, импортируя 100-200 килотонн водорода в год к 2025 г.
Сам порт включает водород в свои производственные цепочки. В недавно опубликованном отчете за 2021 г. порт Роттердама сообщил, что проекты, связанные с переходом к зеленой энергетике, направлены на сокращение выбросов углерода в общей сложности на 23 млн. т, что составляет 35% от общего объема. Это цель на 2030 г. На территории терминала C. Steinweg – Handelsveem BV (Steinweg) Beatrix в районе Эмхавен планируется реализовать пилотный проект с мобильной установкой для берегового энергоснабжения на водороде для судов Cargow MPP (многоцелевого назначения), прибывающих два раза в неделю. Благодаря этому проекту экипажам больше не нужно будет запускать бортовые дизель-генераторы, что приведет к снижению загрязнения воздуха и шума. Cargow переоборудует два своих судна для эксплуатации с питанием от береговой электростанции. Steinweg и Cargow получат частичную компенсацию за проект от муниципалитета и администрации порта.
Грузовики и коммунальные автомобили тоже переводятся на питание водородными топливными элементами. Здесь Роттердам сотрудничает с амбициозным производителем водородных топливных сборок для коммерческого автотранспорта Hyzon.
Hyzon является дочерним предприятием сингапурской компании Horizon Fuel Cell Technologies, которая продала около миллиона топливных элементов в Азии с момента основания в 2003 г. В 2020 г. Hyzon открыла новый завод в Нидерландах. В 2021 г. первые грузовики и специальные коммунальные автомобили были поставлены в муниципалитеты Гронингем и Роттердам. Hyzon также имеет производственное предприятие в Шанхае и другие индустриальные активы в Азии и Австралии. Стратегическим инвестором в октябре 2020 г. стало Total Carbon Neutrality Ventures, венчурное подразделение европейского энергетического гиганта Total SE.
В июле 2020 г. Hyzon открыла в США предприятие по производству водородных топливных элементов в бывшем научно-исследовательском и опытно-конструкторском центре по водородной тематике General Motors Co.в Хони-Фолс, штат Нью-Йорк. Первая линейка автомобилей Hyzon на водородных топливных элементах мощностью 100-200 кВт включает грузовики от 15 до 40 т. Компания заявляет их топливную эффективность от 3 до 12 км/кг и дальность хода от 500 км с баком 48 кг до 2000 км с 192 кг.
Новейший топливный элемент с протонообменной мембраной (PEM) Hyzon разработан для питания сверхтяжелых транспортных средств. Пиковая удельная мощность составляет более 6 киловатт-часов на литр, что дает вдвое больший объем мощности, чем у обычного топливного элемента, согласно независимым испытаниям, проведенным компанией по тестированию и сертификации TUV Rheinland. КПД водородных топливных элементов Hyzon достигает 47%, срок службы рассчитан на 1 млн. км.
Hyzon в отличие от Tesla и Nikola использует готовые платформы от известных производителей грузовиков со снятым двигателем и трансмиссией. В Европе партнером выступает DAF с тяжелыми грузовиками, в США Ford со средними машинами. Конкурентным преимуществом решения Hyzon является возможность эксплуатации сверхтяжелых автопоездов. Поэтому компания приоритетными рынками считает Новую Зеландию и Австралию, где развиты ветровая и солнечная генерация, а также рынок тяжелых грузовиков для горнорудной отрасли. Интересно, что Hyzon пытается предложить клиентам комплексное независимое решение, поэтому активно сотрудничает с RenewH2 из Портленда и Raven SR в Калифорнии, чтобы преобразовать биогенный метан в зеленый водород для заправки автотранспорта.
Водородная заправочная станция была открыта в Роттердаме Air Liquide еще в 2014 г. В прошлом году открылась еще одна в рамках проекта Mehrlin, финансируемого через программу Connecting Europe Facility for Transport из бюджета ЕС. В целом зеленые инициативы порта Роттердам получают значительную гос поддержку. Например, в 2020 г. порт получил 50% всего бюджета Нидерландов на софинансирование зеленых проектов.
Есть и неоднозначные проекты. Например Porthos, предполагающий улавливание и офшорное захоронение СО2 (CCS) в истощенных скважинах. К концу прошлого года четыре компании – Air Liquide, Air Products, ExxonMobil и Shell – зарегистрировались на получение субсидии на общую сумму 2 млрд. евро по схеме SDE++ за следующие 15 лет. Согласно проектной документации Porthos секвестирует ежегодные выбросы СО2 на 2,5 млн. т, это около 1,5% из 164 млн. т общей эмиссии Нидерландов за 2020 г. Стоимость строительства составляет 500 млн. евро, кроме 2 млрд. евро от правительства Нидерландов проект получит субсидию на 102 млн. евро от Еврокомиссии. В целом истинный смысл проекта в продлении добычи, транспортировки и использования ископаемой углеводородной энергии. Инвестиции и господдержка должны быть использованы для создания устойчивых решений.
В целом усилия порта Роттердам прозрачны. Он пытается стать важнейшим узлом Европы, генерирующим синергетический эффект логистики, энергетики и промышленности. С ним конкурируют аналогичные проекты водородных хабов и промышленных кластеров в портах Антверпена и Гамбурга. Аналогичные проекты реализуются в портах Великобритании.
Европарламент проголосовал большинством голосов за эмбарго на импорт российских углеводородов. Решение носит рекомендательный характер, но создает для национальных администраций повод в поддержке проектов по замещению российских поставок ископаемых энергоносителей. На примере Роттердама заметно, что проекты уже есть и находятся на разной стадии реализации. Через два года масштабы энергоперехода станут материально ощутимы. Пик потребления ископаемой энергии станет прошлым, спрос на нее начнет падать. России же нечем заместить гигантские объемы выпадающих экспортных доходов от поставок в ЕС угля, нефти и газа. Колоссальные инвестиции в создание транспортных коридоров для экспорта ископаемой энергии на Запад навсегда потеряют шанс окупиться. Сальдо товарооборота с крупнейшим внешнеторговым партнером страны снова рискует стать отрицательным. (lngnews.ru/Химия Украины и мира)