Российские нефтекомпании продолжают сокращать нефтепереработку из-за сложностей с экспортом продукции на фоне санкций ЕС и США. За первую половину апреля среднесуточный объем переработки снизился на 6%. Проблемы со сбытом нефти и нефтепродуктов могут усугубиться в мае из-за сокращения закупок крупнейшими международными трейдерами. Трудности с экспортом вынуждают компании увеличивать продажи на внутреннем рынке, из-за чего биржевая стоимость бензина уже находится на уровнях весны 2020 г. – тогда нефть на фоне снижения спроса из-за пандемии стоила меньше $30 за баррель.
За первые 13 дней апреля среднесуточный объем переработки нефти на российских НПЗ сократился к марту на 6% до 674,8 тыс. т в сутки, подсчитал “Петромаркет”. По итогам месяца показатель может продолжить снижение. По оценкам “Петромаркета”, за апрель уровень нефтепереработки в стране составит около 670 тыс. т в сутки, что на 6% ниже уровня марта 2022 г. и на 13% ниже уровня апреля 2021 г.
Помимо остановившегося 8 апреля “ТАИФ-НК” наиболее существенное снижение среднесуточной нефтепереработки продемонстрировали Уфимский и Рязанский НПЗ “Роснефти”. Также снизили загрузку Комсомольский, Ангарский (“Роснефть”), Ярославский (СП “Роснефти” и “Газпром нефти”) и Афипский НПЗ (владелец – Саит-Салам Гуцериев), как и вновь отправленный на горячую рециркуляцию еще в середине марта Туапсинский НПЗ “Роснефти”, отмечает Мария Арье из “Петромаркета”. На Уфимском НПЗ на технологический простой ушла единственная установка первичной переработки, но завод продолжает производить бензин и дизтопливо за счет использования полупродуктов других предприятий группы, добавляет она.
Значительное снижение нефтепереработки в России наблюдается с марта. Ключевой причиной стали сложности российских нефтекомпаний с экспортом продукции вследствие введенных ЕС и США санкций за военную спецоперацию в Украине. Так, еще в марте США и Великобритания объявили об эмбарго на покупку российских нефти и нефтепродуктов, при этом США являлись крупным потребителем мазута из России. Поскольку нефтепереработка в РФ ориентирована на экспорт, трудности с отгрузками за рубеж заставили нефтекомпании оптимизировать работу НПЗ, чтобы избежать переполнения резервуарных парков и вынужденной остановки. Кроме того, компании стремятся активнее продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, что привело к снижению цен, в особенности на мазут. Некоторые заводы ушли в марте на традиционные весенние ремонты.
В Минэнерго заявили, что “снижение переработки нефти относительно прошлого месяца во многом обеспечено ремонтными работами на НПЗ”.
Это ежегодное традиционное небольшое снижение первичной переработки в апреле-мае, сообщили в министерстве. Так, среднесуточная отгрузка бензина на внутренний рынок с начала апреля составляет более 99 тыс. т в сутки, что превышает уровень прошлого года на 8,6%, по дизельному топливу – более 146 тыс. т в сутки (плюс 48% к уровню апреля 2021 г.), добавили в Минэнерго. Запасы топлива также находятся на высоком уровне: по автобензину – 2 млн. т (плюс 16% к уровню аналогичного периода 2021 г.), по дизтопливу – 2,75 млн. т (плюс 6%).
Увеличение продаж на внутреннем рынке опустило биржевую стоимость бензина на уровень двухлетнего минимума, несмотря на сезонный рост спроса. Так, Аи-92 и Аи-95 подешевели 18 апреля на 2,5% и 1,6% до 40,6 тыс. руб./т и 43,9 тыс. руб./т соответственно. Этот уровень цен сопоставим с апрелем-маем 2020 г., когда топливо дешевело во время пандемии коронавируса, тогда цены на нефть опускались ниже $30 за баррель. Сейчас стоимость Brent составляет около $110 за баррель.
Проблемы с экспортом нефти и нефтепродуктов могут усугубиться в мае, поскольку с 15 мая вступят в силу санкции ЕС против “Роснефти” и “Газпром нефти”. Хотя эти санкции разрешают сделки, необходимые для обеспечения потребностей Европы, это должны быть именно прямые поставки. По данным Reuters, это вынудит трейдеров Trafigura и Vitol, которые являются посредниками и не имеют значительных собственных перерабатывающих мощностей, снизить закупки российской нефти. (Rcc/Химия Украины и мира)