Импорт шин в Россию в первом полугодии вырос на 28% за счет прироста поставок из Китая. Это связано с приостановкой крупнейшими иностранными игроками их выпуска в РФ, а также поставок из Европы. При этом из статистики КНР, Индии и Турции следует, что в денежном выражении наиболее активно в России прирастают поставки шин для сельхоз- и спецтехники.
Заводы по ее производству в РФ не простаивают в отличие от автопрома. Также, отмечают аналитики, в этих сегментах традиционно наблюдалась наибольшая зависимость от импорта из Европы, который сейчас и замещается поставками из Китая, Индии и Турции.
Импорт шин в Россию в первом полугодии вырос на 28% до 10,9 млн. штук, следует из данных системы маркировки “Честный знак”. Пик поставок пришелся на март: за месяц в страну было ввезены 2,3 млн. шин (на 18,8% больше, чем годом ранее). Тогда в стране остановились крупные шинные производства иностранных брэндов – Bridgestone, Continental (позднее был перезапущен), Michelin и Yokohama, европейские игроки также заявили о прекращении импорта, уже в апреле объемы ввоза удвоились. В статистике учтены шины как для автомобилей, так и для спец- и сельхозтехники. В итоге доля импорта на рынке составила 30%.
Прирост поставок обеспечен китайским импортом: так, поставки из КНР в январе-июне увеличились на 44,7% до 3,8 млн. штук. В то же время отгрузки из Кореи упали на 54% до 767,2 тыс. штук, Японии – на 44,9% до 527,5 тыс., Люксембурга – на 60% до 336 тыс., Германии – на 42,2% до 304,5 тыс. штук. Поставки шин из ЕС стремительно сокращаются на фоне санкций: в апреле было поставлено шин для автомобилей на 213 тыс. евро против 23,3 млн. евро в феврале, для агро- и лесной техники – 310,5 тыс. евро против 3,5 млн. евро, техники для добычи и строительства – 484 тыс. евро против 5,3 млн. евро
В денежном выражении импорт шин всех видов из Китая в РФ за пять месяцев вырос на 58,9% до $252 млн. При этом поставки шин для автомобилей в РФ – объемообразующего сегмента рынка – приросли только на 9,6% до $58,4 млн. В мае они были в полтора раза ниже, чем в январе, и на 35% ниже мая прошлого года – $5,7 млн. В то же время отгрузки для техники, используемой в строительстве и добыче, активно прирастали ежемесячно, а в мае и вовсе превысили объемы прошлого года в 4,8 раза ($31,5 млн.). По итогам января-мая в этом сегменте импорт шин из КНР вырос в 2,8 раза до $85,3 млн. Схожая динамика в сегменте шин для сельскохозяйственной или лесохозяйственной техники – рост в 2,4 раза до $3,5 млн.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что более активный прирост поставок шин для сельхоз- и спецтехники может объясняться тем, что рынок РФ и ранее был зависим от импорта из других стран, а после начала проблем с логистикой и санкционных ограничений в марте начал перестраиваться на поставки из Китая. “Нужно было оперативно найти альтернативу традиционным шинам”, – отмечает он.
Участники шинного рынка РФ и отечественные машиностроители выражали опасения дефицита определенных типоразмеров шин для сельхоз- и спецтехники, поскольку те не производятся в РФ. При этом помимо импорта из Китая, аграрии указывали на индийских и турецких поставщиков. Импорт шин для агротехники и лесозаготовительной техники из Индии в январе-апреле (наиболее актуальные данные) упал на 33,8% до $80 тыс., для добычи и строительства – на 20,3% до $2,7 млн. Поставки шин для автомобилей из Индии осуществлялись только в 2022 г. – на $30 тыс. Из Турции отгрузки за пять месяцев сократились на 9,8% до $8,8 млн., что значительно меньше китайского импорта. В то же время экспорт в РФ шин для добычи и строительства вырос на 40% до $2,4 млн., агро- и лесозаготовительной техники – на 39,1 млн.
Дмитрий Бабанский отмечает, что темпы роста импорта в сегменте автомобилей ниже в том числе и из-за того, что большинство автозаводов РФ простаивало весной и сейчас продолжается простой на площадках иностранных марок – соответственно, поставки на конвейер здесь упали.
Всего на складах в РФ сейчас 80 млн. шин и покрышек при среднемесячном объеме потребления на уровне 3,6 млн. штук, сообщают в ЦРПТ (оператор “Честного знака”). Фактически это эквивалентно объемам шин и покрышек, которые были на складах в РФ на конец марта, – 79 млн. При этом производство, вероятно, продолжит замещаться импортом: крупные игроки Michelin и Nokian Tyres уже объявили об уходе из РФ и реализации своих активов до конца года. (Rcc/Химия Украины и мира)