С весны 2022 г. покупатели чаще отказываются от популярных иностранных брэндов в пользу отечественных, отмечают в своем обзоре эксперты платформы “Продажи.рф” (работает в партнерстве с оператором фискальных данных “Первый ОФД”, который входит в группу “ВТБ”).
Тенденцию можно наблюдать на примере двух брэндов – “Ariel” и “Tide” компании “Procter & Gamble”. По данным исследования “РосИндекс” компании “Ipsos”, в третьем квартале брэнд “Ariel” знали 91,9% потребителей, брэнд “Tide” – 81,2%, а пользовались ими соответственно 34% и 23,8% россиян (речь идет о потребителях стиральных порошков старше 16 лет, которые проживают в российских городах с населением более 100 тыс. человек).
В марте спрос на стиральные порошки, как и на ряд других товаров длительного хранения – средства для уборки, прокладки и подгузники, – резко вырос, что привело к отсутствию некоторых позиций на полках. Тогда продажи брэнда “Ariel”, по данным “Продажи.рф”, подскочили в сравнении с мартом 2021 г. на 35% в штуках, Tide – на 47,6%. В последующие месяцы продажи этих брэндов находились в отрицательной зоне и к сентябрю не смогли вернуться к положительному показателю. При этом в целом продажи в категории стиральных порошков, которые в апреле просели после ажиотажного спроса, позднее вернулись к своим обычным значениям.
Массовые закупки со стороны потребителей начались на фоне значительного ослабления рубля и публичных заявлений международных производителей продукции повседневного спроса о приостановке инвестиций в российский рынок и сокращении ассортимента в стране. Такое решение приняла в том числе и “Procter & Gamble”. Компания сообщила, что намерена продавать в России только основные товары для здоровья и гигиены. А немецкий концерн “Henkel” решил покинуть российский рынок и выставил свои локальные активы на продажу.
Как показывают данные “Ipsos”, в третьем квартале “Ariel” и “Tide” по сравнению с прошлым годом снизили свою долю в потребительской корзине россиян. Снижение доли “Ariel” составило 4,9 процентного пункта год к году, у “Tide” – 5,3 процентного пункта (в июле-сентябре 2021 г. продукцию под этими марками покупали 38,9% и 29,1% россиян соответственно). При этом доля входящего в десятку самых популярных у потребителей российского брэнда “Ушастый нянь” заметно выросла и составила в июле-сентябре 10,7% против 8,9% годом ранее. (ruhim/Химия Украины и мира)