Бразильские импортеры дизельного топлива с осторожностью, но с надеждой относятся к началу 2023 г. на фоне неопределенности в отношении планов избранного президента Луиса Инасио Лула да Силвы.
Импорт дизельного топлива в Бразилию в январе-ноябре увеличился на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., до 14,44 млрд. литров (91 млн. баррелей), согласно данным министерства экономики, что свидетельствует о восстановлении спроса после спада Covid-19. Но внутренний спрос на дизельное топливо на последнем отрезке 2022 г. был ниже ожиданий, что предшествовало типичному периоду снижения потребления в сельскохозяйственном секторе.
Бразилия зависит от импорта дизельного топлива, чтобы покрыть около 20% общего спроса, поэтому то, как новая администрация подходит к зарубежным рынкам, вызывает серьезную озабоченность. Импортеры рассматривают различные сценарии ценовой политики контролируемой государством компании Petrobras, но им нужны более четкие сигналы от новой администрации для разработки бизнес-стратегий с нефтеперерабатывающими предприятиями, расположенными не на побережье Мексиканского залива США – доминирующем поставщике нефти в Бразилию.
Бразилия также может столкнуться с более жесткой конкуренцией со стороны Европы за дизельные грузы в 2023 г., поскольку в феврале вступает в силу эмбарго ЕС на импорт из России.
“Бразилианизация” и энергетический переход. Во время своей кампании Лула выступал против политики паритета импортных цен Petrobras и за “бразильизацию” цен на топливо, продаваемое на внутренних нефтеперерабатывающих заводах, то есть за установление цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в бразильских реалах вместо долларов США.
Но сенатор Жан Поль Пратес, член Рабочей партии избранного президента, который является одним из лидеров государственной компании, рассматривается некоторыми импортерами как “благоразумный”. Пратес, который поддерживает создание стабилизационного фонда топлива для смягчения роста цен с использованием различных форм финансирования, таких как налоги на экспорт нефти, “открыт для диалога”, по словам Серхио Араужо, исполнительного президента бразильского консорциума импортеров топлива Abicom, который встречался с шахтерами Лулы и командой по передаче энергии.
Сектор по-прежнему несколько обеспокоен вмешательством Лулы в цены на топливо, несмотря на давление со стороны политических представителей Petrobras с целью избежать политических кризисов в последние дни президентского срока Жаира Болсонару. Участники рынка осторожно надеются, что Бразилия переживает другой политический и экономический момент по сравнению с предыдущим периодом пребывания у власти Рабочей партии в 2003-2016 гг.
По их словам, сейчас пристально следят за финансовым состоянием государственной компании и инвестициями в энергетический переход. Кроме того, Petrobras сократилась после продажи НПЗ Isaac Sabba (Reman) мощностью 46000 баррелей в сутки, НПЗ Mataripe мощностью 333000 баррелей в сутки и НПЗ SIX мощностью 6000 баррелей в сутки в рамках программы продажи компании. Petrobras также подписала договор купли-продажи с отечественной инвестиционной компанией Grepar Participacoes на нефтеперерабатывающий завод Lubnor мощностью 8000 баррелей в сутки. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)