В Евросоюзе не согласны с призывами Украины наказать санкциями европейские фармацевтические компании, которые все еще работают в России. Об этом пишет Politico.
Широкомасштабные санкции, введенные ЕС против России, резко сократили российский импорт всего – от немецких автомобилей до французских дизайнерских брэндов. Исключение составляют лекарства, которые ЕС освободил от санкций по гуманитарным соображениям.
Изъятие фармацевтических препаратов из-под санкций – распространенная практика. В санкциях против Ирана также есть исключение для лекарств. И лекарства не были включены в санкции ООН против Ирака в 1990-х годах.
“ЕС обеспокоен тем, что его союзник и будущий член превращает в оружие крайне необходимые лекарства, а также тем, что это повредит интересам европейского бизнеса”, – пишет издание.
В конце мая Украина внесла изменения в законодательство, которые предоставили ей широкие полномочия по изъятию с рынка любых лекарств, произведенных компаниями, связанными с Россией. А в октябре она сделала первый шаг к изгнанию со своего рынка европейской компании, несмотря на возражения Брюсселя.
Издание приводит данные внутренней оценки Еврокомиссии, по которым 19 компаний – в основном из ЕС – находятся под прицелом украинского правительства с общим объемом бизнеса в 1,7 млрд. евро.
Вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис поднял этот вопрос с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем во время недавней поездки в Киев.
Отвечая на вопрос Politico о законе на недавней конференции в Париже, Шмыгаль сказал, что “правительство приняло это решение, которое регулирует возможность для компаний, производящих лекарства, продавать эти лекарства на украинском рынке”. “Мы разрешили всем европейским компаниям продавать в Украине все лекарства, которые производятся во всех европейских странах, во всем мире, только не в России”, – сказал Шмыгаль, добавив, что Киев и Брюссель “обсудили это, мне кажется, что это сейчас решено”.
Заместитель министра экономики Украины Тарас Качка преуменьшил значение разногласий, назвав их “торговым раздражителем”. По его словам, ничего не было окончательно решено, никакие лекарства еще не были изъяты с рынка.
Сейчас под действие закона подпала только будапештская фармацевтическая компания Gedeon Richter. Комиссия, созданная для принятия решения об отстранении компаний от украинского рынка, проголосовала за запрет венгерской компании, которая производит все – от лекарств для сердца до антипсихотических препаратов. Всего под угрозой изъятия с рынка 35 препаратов, хотя официального распоряжения об этом еще нет.
Не исключено, что за этим стоят и политические соображения. Хотя украинское правительство отрицает любые политические мотивы такого решения, Венгрия Виктора Орбана медлит с осуждением вторжения и оказанием помощи Украине.
Согласно последнему отчету о прибыли Gedeon Richter, Россия является вторым по величине рынком компании. За девять месяцев 2022 г. она заработала 232 млн. евро, продав лекарства в стране за первые девять месяцев 2022 г.
Еще две компании находятся под пристальным вниманием: словенская Krka и Berlin Chemie, немецкая дочерняя компания итальянской Menarini Group, которые вместе производят около 300 медицинских препаратов. (Укррудпром/Химия Украины и мира)