На протяжении 2022 г. горючее почти все время дорожало, но в начале 2023 г. ситуация изменилась.
Новый 2023 г. в Украине ознаменовался падением цен на автомобильное топливо. Дешевеют не только бензин и дизель, но и сжиженный газ, стоимость которого в последние месяцы оставалась достаточно высокой. Почему дешевеет горючее, сохранится ли такая тенденция в наступившем году, как на цены повлияет февральское эмбарго ЕС на российские нефтепродукты?
Цены на автомобильное топливо в Украине начали снижаться. После осенней относительной стабильности в середине ноября горючее начало дорожать и достигло ценового пика в конце декабря. Однако в последние дни прошлого года тенденция изменилась и цены пошли вниз. В январе тренд на снижение стоимости топлива сохраняется. Так, если, согласно данным “Консалтинговой группы А-95”, 27 декабря 2022 г. средняя розничная цена в Украине бензина А-95 составляла 52,38 грн./л, то 17 января 2023 г. она упала до 50,7 грн./л. Дизельное топливо за этот период подешевело с 55,14 грн./л до 54,36 грн./л.
Цены на автомобильный газ менялись несколько иначе, но в целом этот вид топлива также дешевеет в последнее время. 6 января средняя цена автогаза на АЗС составляла 29,34 грн./л, а 17 января она была на уровне 28,15 грн./л.
Факторы ценообразования. На ценообразование нефтепродуктов в Украине в основном влияют два фактора – котировки нефти и курс гривны. В последние месяцы валютный курс остается достаточно стабильным. Что касается нефтяных котировок, то после мартовского пика на уровне почти $130 за баррель и июньского афтершока, который показал превышение $120, цена эталонной марки Brent начала уверенно снижаться, хоть и с небольшими колебаниями, и по состоянию на середину января находилась в диапазоне $80-85/баррель. Однако снижение нефтяных котировок не особо отразилось на ценах нефтепродуктов в Украине.
“Можно сказать, что, к сожалению для нас, европейский рынок видит нашу потребность в топливе, для нас закрепилась какая-то негласная цена, которая, по сути, не сильно зависит от изменения мировых котировок. А зависит она от того, какие премии выставляют европейские трейдеры на свой продукт, – рассказал директор “Консалтинговой группы А-95″ Сергей Куюн. – Например, когда в декабре цена падала, премии оставались высокими и даже росли. Это нивелировало падение основной котировки. Поэтому мы не почувствовали этого снижения”.
К “стабилизации” цен приложили руку и отечественные трейдеры. “Признаки проседания цен на рынке горючего были заметны в конце 2022 г. В связи со снижением мировых цен на нефть начала снижаться и оптовая цена нефтепродуктов, – рассказал эксперт “Нефтерынка” Александр Сиренко. – Между тем, розничные сети продолжали поддерживать высокие цены на горючее, несмотря на то, что рыночных причин для этого не было”.
По просьбе правительства. Впрочем, в середине зимы из-за того, что в это время на рынке существует минимальный спрос, собственники сетей пошли на снижение розничных цен для того, чтобы поддержать движение товара, отмечает Александр Сиренко. При этом наблюдается ситуация, когда цены одного и того же продукта могут отличаться от сети к сети в пределах до 5 грн. на литре.
“Хотя оснований для такой разницы практически нет, поскольку сейчас все операторы покупают горючее только на европейском рынке и доставляют его в Украину одними и теми же путями. Стоимость товара, его качество и логистические затраты для всех одинаковы, поэтому и конечные цены не должны бы отличаться между собой, – говорит эксперт. – Некоторая разница в оптовой цене может возникать только за счет размера закупки – для крупных партий цена несколько ниже. Однако мы сейчас видим, что как раз крупные импортеры держат самую высокую цену на своих АЗС”.
Важно также отметить, что розничные цены на автомобильное топливо вряд ли упали бы, даже несмотря на мировые тенденции, если бы в Украине наблюдался его дефицит. Но сейчас никакого дефицита горючего в стране нет. Более того, его, можно сказать, даже избыток.
“Дело в том, что трейдеры, в том числе по просьбе правительства, привезли очень много топлива в декабре, в январе такая динамика продолжается, – рассказывает Сергей Куюн. – Это, соответственно, повлекло за собой перелив рынка, многие сети держат сейчас беспрецедентно большие запасы на 20-25 дней реализации, это давит на цены – они падают. Это происходит потому, что многие хотят сбросить эти партии для того, чтобы вернуть деньги и поехать снова за топливом”.
“Мутный” автогаз. Отдельного упоминания заслуживает сжиженный автомобильный газ. “Он также является нефтепродуктом, его цена подчиняется тем же тенденциям, что и бензин, и дизель. Однако на его цену влияет еще один фактор, связанный с его происхождением, – объясняет Александр Сиренко. – В последнее время мы видим значительное увеличение поставок газа из Латвии и Литвы, есть предположение, что это в значительной степени российский ресурс. Этим объясняется его более низкая цена, поскольку российские компании, обремененные санкциями, сегодня предлагают свои продукты со значительными скидками, лишь бы продать”.
По словам эксперта, сегодня лишь небольшая часть газа поступает в Украину от известных производителей, тогда как подавляющее большинство товара является смесью, а потому нельзя установить, каким является источник его происхождения.
“Для того, чтобы избежать попадания на украинский рынок российского горючего, правительству целесообразно запретить завоз партий без сертификата производителя, который бы удостоверял точное происхождение товара. И в случае, если оно неизвестно, не разрешать ввоз на территорию Украины, – говорит Сиренко. – Потому что, допустив на рынок российские товары, мы будем финансировать агрессию из собственного кармана”.
Существует вероятность того, что в Украину попадает и другое российское топливо. “Сообщалось, что в Черном море находятся танкеры-накопители, к которым по очереди подходят суда из Новороссийска, Болгарии и Румынии. Это очень похоже на схему завоза российского горючего на европейский рынок, а оттуда – и на украинский”, – говорит Александр Сиренко.
В ожидании эмбарго. “Неразборчивость” европейцев в связях во многом понятна. Дело в том, что 5 февраля должно вступить в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в страны ЕС. Эта санкция нанесет значительный ущерб РФ, так как, в отличие от нефти, ей некуда больше поставлять нефтепродукты.
Но в Европе тоже нервничают, ведь подобного прецедента у нее еще не было. Однако европейцы запаслись топливом заблаговременно. К тому же, напоминает Сергей Куюн, в Европе есть стратегический запас нефти и нефтепродуктов в расчете на 90 дней импорта.
По его словам, просьба украинского правительства к трейдерам закупить горючего с запасом также связана с ожидаемым введением в действие эмбарго на российские нефтепродукты.
Но достаточно ли созданных запасов для того, чтобы справиться с возможными вызовами, связанными с эмбарго? Это станет понятно ближе к апрелю, считает Сергей Куюн.
Таким, образом, если европейские трейдеры в ближайшие месяцы решат вопрос замены источников поставок нефтепродуктов, проблем возникнуть не должно. Значит, не будет их и у Украины.
Александр Сиренко считает, что розничные цены на горючее хоть и снизились в последнее время, все равно остаются завышенными: “Трейдеры имеют возможность снизить стоимость дизеля по крайней мере на 4 грн./л, бензина – еще больше, при этом иметь вполне нормальный заработок. Поэтому дальнейшие тенденции на украинском рынке – постепенное снижение наценок до обоснованного уровня”.
Сергей Куюн воздерживается от прогнозов динамики цен. “За последний год мы пережили столько виражей, что говорить, что все будет стабильно, честно говоря, не возьму на себя такую ответственность, – пояснил эксперт. – Последний год также показал, что цена – это второстепенная вещь. Главное – чтобы топливо было. Если топливо будет, то все будет нормально. Этим и важен топливный буфер – он страхует от резких колебаний. Мы уже столько пережили в прошлом году, что я уверен, что мы переживем и новые вызовы”. (apostrophe.ua/Химия Украины и мира)