Морской экспорт дизельного топлива и газойля за первое полугодие вырос почти на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – в среднем до 1,055 млн. барр. в сутки, пишет газета “Коммерсантъ” со ссылкой на данные Kpler.
Крупнейшими покупателями стали Турция с долей 30%, Саудовская Аравия и Бразилия (около 11% экспорта). Примерно по 4% поставок приходится на Марокко, Тунис, Египет, Ливию и ОАЭ, чуть меньше 3% – на Гану.
Если в первом полугодии 2022 г. крупнейшими импортерами российского дизтоплива были страны ЕС, Великобритания и Норвегия – тогда на них приходились 77% поставок, – то в этом году их доля составила около 9%. После введения эмбарго и ценового потолка на нефтепродукты большинство европейских стран перестало покупать топливо у России и ей пришлось искать новые рынки. По словам аналитика Kpler Виктора Катоны, с 5 февраля после введения в действие потолка цен предельная скидка на российское дизтопливо колебалась в диапазоне около $150-200/т, то есть примерно $20 за баррель. Для российских нефтекомпаний продажа дизтоплива как минимум на $10 за баррель выгоднее, чем продажа нефти, этим объясняется увеличение экспорта топлива.
В феврале страны ЕС, G7 и Австралия согласовали предельную цену в $100 для дизельного топлива и $45 для мазута. Президент Владимир Путин в ответ запретил поставки иностранным гражданам и компаниям, если в контрактах “прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены”.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт российской нефти в июне упал на 600 тыс. барр. до 7,3 млн. барр. в сутки – это самый низкий уровень с марта 2021 г. Доходы от поставок за рубеж сократились на $1,5 млрд. до $11,8 млрд. – почти вдвое по сравнению с прошлым годом.
Правительство ищет варианты решения вопроса с ценами, предложение полностью запретить экспорт действительно прозвучало. Но на совещании у вице-премьера Новака, курирующего отрасль, речь уже шла о том, чтобы ограничить, а не запрещать полностью, то есть об экспортных квотах на бензин. В итоге пока лишь утверждены новые, повышенные нормативы продаж бензинов и ДТ на бирже – они вырастут на 1 процентный пункт. Поможет ли это хотя бы приостановить рост цен, аналитики сомневаются.
Тем не менее, экспорт нефтепродуктов из РФ растет, это позитивный момент для российского бюджета, ведь еще в феврале, когда начал действовать запрет на ввоз нефтепродуктов из РФ в ЕС, аналитики ждали резкого падения экспортных потоков дизеля. Но переориентация на другие рынки, похоже, прошла успешно: самым популярным местом доставки российских нефтепродуктов теперь традиционно является Турция (30% от всего объема), много топлива едет в Саудовскую Аравию и Бразилию, также в число интересных направлений все больше входят страны Африки.
Кроме того, снижается стоимость фрахта, сокращаются дисконты на российские энергоресурсы, что не может не радовать отвечающий за бюджет РФ Минфин. (Rcc/Химия Украины и мира)