Минпромторг определил морские порты, в которых “наиболее вероятно” будет организовано строительство хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Разрешение на размещение специализированной инфраструктуры могут получить порты Усть-Луга, Тамань и Восточный, рассказали в пресс-службе Минпромторга. Указанные предварительные локации также называют и в профильном комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.
В середине октября Госдума одобрила в первом чтении законопроект о развитии портовых мощностей для перевалки опасной химии. Он был разработан Минпромторгом во исполнение “дорожной карты”, утвержденной первым вице-премьером Андреем Белоусовым в марте этого года. Ведомство предложило внести поправки в закон об экологической экспертизе и закон об охране окружающей среды, Градостроительный кодекс и Водный кодекс с тем, чтобы вывести аммиак, метанол, аммиачную селитру и нитрат калия из-под запрета на размещение в водоохранных зонах в морских портах. Их можно будет хранить на специализированных терминалах в портах, но за пределами границ прибрежных защитных полос. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м, прибрежной защитной полосы – от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега. Где именно будут размещаться подобные терминалы, должно определяться соответствующим распоряжением правительства.
“При размещении хранилищ необходимо соблюдение требований, исключающих причинение вреда здоровью людей и окружающей среде, а проектная документация на строительство должна будет пройти государственную экологическую экспертизу федерального уровня”, – отметили в пресс-службе ведомства.
Отсутствие запретов на размещение в морских портах спецхранилищ соответствует общемировой практике, добавили в Минпромторге. Их хранение на территории морских портов в непосредственной близости от береговой линии обеспечивает минимизацию рисков влияния на окружающую среду при перевалке. Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять качество продукции и минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.
По мнению главного аналитика исследовательской компании Sherpa Group, особенностью выбранных портов (Усть-Луга, Тамань и Восточный) является то, что они обеспечивают выход к трем направлениям – к западному, южному и восточному, что может помочь наладить взаимодействие с потребителями из Южной Америки, Африки, Турции и стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Кроме того, указанные порты являются современными, обладают необходимой инфраструктурой, имеют разные подъездные пути – все это позволяет ускорить строительство необходимых терминалов, в которых можно принимать суда разных типов.
Прежде всего в создании терминальной инфраструктуры заинтересованы крупные производители химической отрасли, нацеленные на экспорт, и владельцы портов. В марте этого года сообщалось о том, что “Тольяттиазот” (ТОАЗ, входит в группу “Уралхим”) реализует первый в России терминал по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани. Первую очередь объекта проектной мощностью 2 млн. т планируется пустить до конца года. Второй этап строительства предусматривает увеличение мощностей комплекса к декабрю 2025 г. до 3,5 млн. т аммиака и 1,5 млн. т карбамида в год. Инвестиции в проект ТОАЗ оценивает в 40 млрд. руб., 25 млрд. руб. из которых будут вложены в строительство объектов для приема грузов в порту Тамань, другие 15 млрд. руб. – в создание инфраструктуры для отправки продукции из Тольятти.
Другим известным проектом строительства терминала для перевалки удобрений в морском порту Усть-Луга занимается “Еврохим”. Инвестиционные соглашения по созданию логистического хаба были подписаны четыре года назад. Главгосэкспертиза согласовала строительство комплекса по перевалке минеральных удобрений летом 2020 г. Строительство терминала в Усть-Луге разбито на три этапа. Пропускная способность составит 6,025 млн. т в год, грузооборот – 5,55 млн. т в год. Первую очередь терминала планируется ввести к концу 2023 г., объем инвестиций в нее составит около $280 млн.
На данный момент дефицит портовой инфраструктуры для перевалки опасных химических грузов оценивается минпромторгом в 6 млн. т ежегодно. Это подтверждают и эксперты отрасли. По словам исполнительного директора Российской ассоциации производителей удобрений Максима Кузнецова, дефицит портовых мощностей составляет 17 млн. т, из которых 6 млн. т – аммиак и жидкие удобрения. “Это так называемые опасные грузы, экспорт которых раньше шел через Прибалтику. Их производство в России будет расти, – предполагает эксперт. – При этом развитие портовой инфраструктуры для перевалки опасных грузов сильно осложняется рядом устаревших норм и регламентов”, – сказал он. (rupec/Химия Украины и мира)