Власти обсуждают возможность сделать обязательным норматив продаж топлива на срочных биржевых торгах, сообщили два источника, знакомых с ходом дискуссий.
Сейчас норматив на срочном рынке составляет 1% от нормативов в основной секции. Но пока он является добровольным и носит рекомендательный характер, однако ведомства изучают, можно ли изменить этот статус.
Так, в апреле вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) представить “согласованный проект плана мероприятий (“дорожной карты”) развития срочного рынка реализации нефтепродуктов на биржевых торгах”. Об этом говорится в протоколе совещания у Новака от 10 апреля. Ведомствам указано доложить о результатах в правительство, срок исполнения поручения – до 15 мая.
В рамках этой работы “Минэнерго и ФАС обсуждают предложение сделать обязательным действующий норматив продаж срочного рынка топлива”, сообщил один из собеседников. Вместе с тем установление обязательного норматива для срочного рынка неоднократно обсуждалось на биржевом комитете при ФАС, в том числе на одном из апрельских заседаний, рассказал его участник.
Компании с 1 марта получили возможность реализовывать на срочном рынке 1% от обязательных нормативов продаж в основной секции биржи (в секции “Нефтепродукты”). Это условие действует для бензина, дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов (СУГ), по которым сейчас компании обязаны продавать на бирже 15%, 16% и 7,5% от объема производства соответственно.
Как стороны относятся к предложению. Никаких конкретных решений на данный момент нет, уточняют собеседники. Однако участники дискуссии “принципиально едины” в понимании, что срочный рынок топлива необходимо развивать.
Так, в пресс-службе Минэнерго сообщили, что министерство “поддерживает развитие срочного рынка нефтепродуктов”. В то же время “для принятия решений по совершенствованию нормативно-правовой базы необходимо проанализировать итоги применения крупными участниками рынка уже действующих инструментов”, отметили там.
“ФАС выступает за развитие срочного рынка”, – отметили в пресс-службе ведомства. Там считают, что дальнейшее совершенствование срочных торгов будет способствовать стабилизации ценовой волатильности в периоды повышенного и низкого спроса и расширит горизонт планирования закупок для потребителей. Одновременно наличие постоянного предложения на срочном рынке позволяет обеспечивать продажу товара на срок от трех и более месяцев, а также заранее планировать календарь поставок в кратко- и среднесрочной перспективе, отмечают в ведомстве. “В настоящее время анализируются первые данные реализации нефтепродуктов на срочном рынке. По мнению ФАС, они говорят об определенной востребованности этого инструмента со стороны участников рынка”, – заключили в ФАС.
В конце марта замглавы ФАС Виталий Королев комментировал идею сделать обязательным норматив продаж топлива на срочном рынке. Он говорил, что “такое предложение было, но оно не было поддержано в настоящее время”. В то же время Королев допускал дальнейшее расширение этой практики и увеличение норматива в будущем. По словам замглавы ФАС, наибольший интерес к механизму проявляют потребители, а поставщики пока смотрят с осторожностью.
В пресс-службе СПбМТСБ сообщили, что с момента ввода в действие совместного приказа Минэнерго и ФАС, установившего добровольный норматив продаж на срочном рынке, объем поставок в рамках его исполнения составил по мартовским фьючерсам 8052 т нефтепродуктов, по апрельским – 3876 т нефтепродуктов. “Это текущая динамика срочного рынка, в настоящий момент делать выводы о каком-то влиянии новой редакции совместного приказа рано. Компании начали подготовку к выходу на срочный рынок, говорить о динамике в связи с совместным приказом можно будет не ранее осени текущего года”, – прокомментировал заместитель управляющего директора СПбМТСБ Алексей Чечурин.
В целом по итогам первого квартала в секции срочного рынка оборот торгов составил 4,021 млрд. руб. (140687 т или 38119 контрактов), что на 23,6% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Из этого объема 3,122 млрд. руб. составляют поставочные контракты на нефтепродукты (рост на 71,8%), которые за указанный период составили 2384 контракта (рост на 168,2%). Объем исполнения поставкой срочных контрактов на нефтепродукты для внутреннего рынка составил 14448 т. При этом на торгах срочными расчетными контрактами на нефтепродукты оборот составил 35735 контрактов (рост на 11,4%) на 0,899 млрд. руб. (снижение на 37,4%).
Для развития товарного срочного рынка установление добровольного норматива продаж стало положительной новостью, говорит Чечурин. “Но необходимо отметить, что процесс внедрения использования производных финансовых инструментов в крупных компаниях – это сложный процесс, который требует определенного времени. При этом текущая редакция совместного приказа уже дала положительный импульс биржевому товарному срочному рынку, что выражается в начале активной подготовки к выходу на срочный рынок нефтяных компаний”, – добавляет он.
Вместе с тем СПбМТСБ отмечает важность внедрения производных финансовых инструментов не только для продаж, но и для управления ценовыми рисками. Этому могло бы способствовать принятие компаниями политик хеджирования ценовых рисков, считают на бирже.
“Основным вопросом для нас также является текущая ликвидность рынка, в этой связи мы вводим в обращение расчетные фьючерсные контракты на национальные индексы нефтепродуктов с институтом маркетмейкеров для привлечения дополнительной ликвидности в том числе с финансовых рынков, а чтобы не потерять привлекательность рынка для участников спотового рынка, будем вводить процедуры обмена фьючерсной позиции на позицию на наличном рынке (EFP – Exchange of Futures for Physical)”, – заключил Чечурин.
Как норматив может повлиять на рынок. Необходимость полноценного срочного рынка нефтепродуктов назрела давно, считают собеседники в отрасли. Но часто на начальном этапе создание рынка происходит нормативно, поэтому введение критерия обязательности в этом ключе может быть важным шагом, считает один из них. Сейчас власти в ручном режиме решают проблемы отдельных участников: обеспечение поставок дизельного топлива для АПК по комфортным ценам, “северного завоза”, ЖКХ. “Развитие срочного рынка решит эту проблему, позволив хеджировать риски, значит, повысит общую устойчивость и гибкость. Думаю, что наиболее значимым эффект будет для независимых АЗС, средних и крупных потребителей в АПК и грузовом транспорте, в среднесрочной перспективе – МУПы в ЖКХ”, – рассуждает один из собеседников.
При этом страхование рисков важно как для потребителей, так и производителей, прокомментировал Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления “Пролеум” (крупнейший частный трейдер в России). Тогда как в условиях ручного регулирования происходит перекрестное субсидирование одними участниками других, срочный рынок – это “цивилизованный способ договариваться о приемлемой цене на длительный период вперед”. Однако необходим ли критерий обязательности норматива и достаточен ли 1% – “вопрос открытый”, добавляет он.
“Странно, что наши производители самостоятельно не страхуют свои риски и терпят убытки, когда цена падает. Тем более что это государственные компании. Думаю, что помимо норматива обязательных продаж нужно ввести требования к обязательным политикам по страхованию рисков внутри нефтяных компаний. Поскольку будут возникать вопросы: кто будет продавать этот 1%? В какой момент? А если эти сделки принесут убытки по вариационной марже? Что вполне вероятно, но считается нормальным. Поэтому в каждой компании должна быть политика, чтобы не было персональной ответственности, чтобы была установлена практика по обязательному хеджированию процента от своего оборота. И какие-то нормативы тогда не понадобятся”, – объясняет Дьяченко.
Он отмечает, что в продвинутых экономиках производители хеджируют до 80% объемов продукции. “У нас же хеджирование у производителей находится на нулевом уровне. Поэтому достаточно ли в контексте 80% рассматривать 1%? Нет, но с учетом нашей начальной стадии развития рынка нужно с чего-то начинать”, – заключает эксперт. (rcc.ru)