Стагнация на рынке синтетических каучуков в России сменилась позитивной динамикой, которая, по ожиданиям экспертов, сохранится до конца года.
Так, по итогам первого квартала объем выпуска синтетических каучуков вырос год к году на 5,2% до 377 тыс. тонн. В марте, по данным Росстата, показатель вырос год к году на 3,3% до 136 тыс. тонн. По итогам года участники рынка и эксперты ожидают рост производства на 3-6%.
“Мировой рынок каучуков находился в стагнации с 2019 года. В 2019-2020 годах торговая война США и Китая и пандемия ударили по потребляющим каучук отраслям – автопрому и шинной индустрии. В 2021 году мировое потребление каучуков выросло до 29,9 млн. тонн (15,8 млн. тонн – синтетические каучуки, 14,1 млн. тонн – натуральный каучук), но в 2022-2023 годах в результате энергокризиса мировой рынок опять начал сужаться”, – сказано в обзоре Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка.
При доле экспортных продаж в 55-65% снижение спроса со стороны зарубежных потребителей сильно отразилось на российском рынке, указали аналитики. Кроме того, негативное влияние на объемы потребления синтетических каучуков (СК) оказывал и спад в российском производстве шин. “Сделки по продаже шинных активов международных компаний российским инвесторам завершились в основном только в 2023 году, часть бывших локализованных производств мировых брэндов до сих пор простаивает. Поэтому внутреннее потребление СК сильно просело в 2023 году. Даже рост потребления в сегменте резинотехнических изделий (РТИ) не смог компенсировать снижения в покрышках”, – отметил главный редактор RUPEC Дмитрий Семягин.
С начала 2024 года в производстве синтетических каучуков (СК) наблюдается подъем, который в том числе связан и с оживлением шинного рынка. Однако ожидать рекордных результатов от российского СК не стоит ввиду экспансии шинных производителей из Китая и общемировой стагнации. “Можно говорить о сдержанном оптимизме на рынке. Потенциал роста основные российские производители оценивают в диапазоне 3-6%”, – спрогнозировал Семягин.
Основные перспективы связаны с восстановлением шинного производства в России. Так, в 2024 году ожидается пуск российских заводов Cordiant (Ульяновск) и Michelin, а также наращивание объемов выпуска на Cordiant в Калуге и Ikon во Всеволожске. Также два новых шинных лидера рынка РФ – “Татнефть” и “Кордиант” – заявляли о грядущем перенаправлении экспорта шин на новые географии. Ожидается и повышение загрузки иностранных шинных активов “Татнефти” в Казахстане и Узбекистане.
“Сам рост российского шинного производства будет способствовать увеличению спроса на российский СК. Кроме того, производители еще в 2023 году начали замещать выпавшие поставки каучуков из Европы, разрабатывая новые марки. Так, “Сибур” отчитался о замещении в 2023 году 7 импортных марок СК и 50 позиций не каучукового сырья. А на 2024 год компания планирует запустить совместный НИОКР с шинными компаниями по импортозамещению натурального каучука в шинах различного назначения”, – подчеркнул глава RUPEC.
Второе потенциальное направление для роста спроса на каучуки – увеличение выпуска резинотехнических изделий (РТИ) внутри страны за счет роста спроса со стороны обрабатывающих производств. Увеличение потребления в сегменте возможно на уровне 4-7%, заключил Семягин. (rupec.ru)