Россия заняла четвертое место в мире по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) в 2023 году. Поставки за границу составили 31,4 млн. тонн, следует из ежегодного отчета Международной ассоциации импортеров СПГ (GIIGNL).
Экспорт из России остался почти на уровне 2022 года, тогда были поставлены на мировой рынок 32,1 млн. тонн. Выше – Катар, экспортировавший 78,2 млн. тонн, Австралия – 79,6 млн. тонн и США – 84,5 млн. тонн.
Причем если экспорт СПГ из Катара и Австралии почти не изменился с 2022 года (страны лишь поменялись местами в рейтинге), то США увеличили отгрузки на 9 млн. тонн, переместившись с третьего на первое место.
С учетом санкций против проектов РФ по сжижению газа, чтобы не отстать от лидеров, России придется в кратчайшие сроки решить проблему с отгрузками СПГ с нового завода “Арктик СПГ-2”. Здесь пущена первая линия производства (6,6 млн. тонн СПГ в год), но нет газовозов арктического класса, способных доставить товар покупателям. Причина в том, что проект попал в санкционный список американского минфина, из-за чего уже готовые в Южной Корее суда не были переданы России. Аналогичные санкции были введены против только запланированного проекта по производству СПГ в Мурманске.
Многое будет зависеть от того, насколько быстро будет расти спрос на мировом рынке газа и конкуренция среди производителей СПГ. В 2023 году предложение выросло всего на 8 млн. тонн. Это самый минимальный прирост с пандемийного 2020 года. Для сравнения: в 2022 году рост составил 16,9 млн. тонн.
По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, отрыв от тройки лидеров зависит от того, как российские компании справятся с пуском новых мощностей в условиях санкций. Если справятся, то к 2030 году можно подобраться к Австралии.
Как замечает руководитель проектов компании “Имплемента” Иван Тимонин, по итогам 2024 года ожидаются вводы новых СПГ-активов общей мощностью в 33,5 млн. тонн. А на горизонте до 2025 года отрыв России от лидеров рынка может вырасти. В этот период ожидаются вводы новых мощностей суммарно почти на 60 млн. тонн – на 33 млн. тонн в Катаре и на 26 млн. тонн в США.
Отрасль СПГ развивается скачкообразно в зависимости от фазы инвестиционного цикла, отмечает Гривач. Крупные мощности вводились в строй в 2016-2019 гг. За четыре года рынок СПГ вырос почти на 150 млрд. кубометров (приблизительно 108 млн. тонн). Потом был год затишья в 2020 году. Затем в 2021-2022 году добавились еще 50 млрд. кубометров (33,1 млн. тонн). И вновь затишье. Вскоре ожидается новая волна вводов мощностей.
То есть у России есть, возможно, год или полтора на то, чтобы решить свои проблемы с транспортировкой СПГ. Если рынок будет насыщен производителями СПГ из других стран, то выйти на него с дополнительными объемами будет достаточно сложно. Особенно учитывая попытки ЕС ограничить закупки газа в стране. Хотя пока, по данным GIIGNL, сделать это будет европейцам весьма проблематично. В 2023 году Россия стала третьим по объемам поставщиком СПГ в страны Старого Света (14,4 млн. тонн). Больше, чем российского, в Европу завезли только СПГ из США (56,6 млн. тонн) и Катара (15 млн. тонн). Другое дело, что Европа сейчас не самый привлекательный рынок для экспортеров газа.
Как замечает Гривач, из-за ценового кризиса в 2021-2023 годах и войнушки против российского трубопроводного газа в Европе была разрушена часть спроса на природный газ. Это даже создает определенные риски для роста спроса на СПГ, который в большинстве потребляется именно в регазифицированном (после обратного процесса перевода из жидкого в газообразное состояние) виде.
При этом только выход на полную мощность завода “Арктик СПГ-2” и решение проблем с транспортировкой газа с него позволило бы нарастить экспорт на 20 млн. тонн. Еще один подсанкционный проект “Мурманский СПГ” – еще 20 млн. тонн. По-видимому, именно таким образом можно догнать Австралию, о чем говорил Гривач. Главный вопрос, где взять суда ледового класса. Работающий сейчас завод “Ямал СПГ” обслуживают 15 таких газовозов. В 2024 году ожидается спуск на воду еще одного судна такого класса. С учетом высокой загрузки “Ямала СПГ”, а также ожидаемого удлинения логистического плеча в результате прекращения перевалки в европейских портах (запрет включен в 14-й пакет санкций ЕС), переключение действующего флота на нужды “Арктик СПГ-2” маловероятно, считает Тимонин.
На коротком горизонте решением, вероятно, станет поиск всех доступных для фрахтования на рынке судов-газовозов для оперативного расширения флота. Более долгосрочным решением станет дальнейшее развитие собственных перевалочных мощностей, ориентированных как на “западные”, так и на “восточные” маршруты для минимизации потребности в судах арктического класса, строящихся исключительно под нужды конкретных проектов и фактически недоступных для фрахтования на свободном рынке, поясняет эксперт. (rcc.ru)