Мазут, используемый на судах и электростанциях, пользуется неожиданным спросом, а усилия по ограничению его использования более чем компенсируются расширением “теневого” флота нефтяных танкеров, обслуживающих Россию и другие страны, а также удлинением судоходных маршрутов, поскольку суда избегают Красного моря.
Как пишет Reuters, вместо перехода на более чистые альтернативы, такие как судовой газойль и низкосерный мазут, многие грузоотправители установили устройства для очистки выхлопных газов, известные как скрубберы, чтобы продолжать использовать высокосерный мазут. Западные санкции и нападения на судоходство в Красном море еще больше усилили этот непредвиденный спрос.
“Рынки мазута продемонстрировали чрезвычайную устойчивость, спрос превысил ожидания благодаря нескольким ключевым факторам, таким как все еще стабильный спрос на электроэнергию на Ближнем Востоке и перебои в судоходстве в Красном море из-за нападений хуситов”, – сказал Ройстон Хуан, аналитик Energy Aspects.
Хотя мировой спрос на дизельное и авиационное топливо снизился с допандемического уровня 2019 года, а потребление бензина выросло лишь на 1,9%, спрос на мазут вырос на 4,8% до среднего уровня 6,5 млн. баррелей в день (б/д) в 2025 г., согласно июньскому ежегодному отчету Международного энергетического агентства.
В 2020 году МЭА прогнозировало, что спрос на мазут вырастет всего на 1,6% между 2019 и 2025 годами – самые медленные темпы среди основных видов очищенного топлива. Аналитик МЭА Киаран Гили сообщил Reuters, что использование мазута в производстве электроэнергии в последние годы несколько превысило ожидания агентства, в значительной степени из-за жаркого лета на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
По данным компании Kpler, импорт мазута в Саудовскую Аравию и Египет вырос в 2024 году на 33% в годовом исчислении и остался примерно на 31% выше в 2025 г. по сравнению с 2023 годом. Западные санкции против России также способствовали этому, поскольку Саудовская Аравия импортирует российский мазут со скидкой, чтобы освободить больше собственной сырой нефти для экспорта.
Больше судов теперь курсируют вокруг мыса Доброй Надежды вместо Суэцкого канала, что увеличивает спрос на мазут, поскольку конфликт в Красном море продолжается. С 2023 года суда избегают этого региона из-за нападений йеменских хуситов, связанных с Ираном, стремящихся нарушить мировое судоходство в знак протеста против войны в Газе.
По данным консалтинговой компании FGE, эти перенаправления увеличили спрос на мазут примерно на 100 тыс. б/д, что составляет около 2% мирового спроса на бункерное топливо. Однако МЭА считает, что перебои в судоходстве в Красном море привели к меньшему, чем ожидалось, приросту объемов бункеровки, отметил Гили.
Западные санкции против Ирана и России также способствовали росту “теневого” флота стареющих судов, предположительно работающих на высокосерном мазуте (HSFO), сказала Валери Панопио, аналитик Rystad Energy. Такие суда обычно имеют непрозрачные структуры и плавают без западного страхования или сертификации безопасности.
“Теневой” флот состоит от 1200 до 1600 танкеров, согласно оценкам отраслевых источников и аналитиков, включая Lloyd’s List Intelligence и брокера Gibson, что составляет примерно пятую часть мирового танкерного флота. Это означает, что танкеры “теневого” флота потребляют более 106 тыс. б/д или около 2% мирового спроса, согласно расчетам Reuters с использованием данных о бункеровке за 2023 год от Международной морской организации.
“Многие из этих судов будут похожи на ржавые ведра, которым более 15, а в некоторых случаях даже более 20 лет”, – сказал Юджин Линделл из FGE, добавив, что эти суда менее топливоэкономичны и осуществляют рейсы на дальние маршруты, что еще больше увеличивает потребление мазута.
Правила ИМО 2020 снизили предельно допустимое содержание серы в судном топливе с 3,5% до 0,5%, что первоначально уменьшило спрос на высокосерный мазут. Однако широкое внедрение скрубберов – систем, позволяющих судам сжигать HSFO, уменьшая при этом его влияние на окружающую среду, привело к возобновлению потребления.
По данным морской консалтинговой компании DNV, к концу 2024 года более 6 тыс. судов имели установленные скрубберы, ожидается, что к концу года их количество достигнет 6523 против 4348 в 2020 г.
Несмотря на прогнозы МЭА, показывающие снижение спроса на мазут после 2026 года, в среднем до 6,1 млн. б/д к 2030 году, сопротивление правилам ИМО может поддерживать спрос. Energy Aspects отметила, что администрация президента США Дональда Трампа сопротивляется более жестким правилам ИМО по выбросам и предлагает ценообразование на углерод, что может задержать их внедрение.
“Спрос на мазут будет нестабильным, по крайней мере, до конца этого десятилетия”, – сказал Кеннет Тветер из судового брокера Clarksons. (enkorr.ua)
