Спустя три года после ухода ведущих мировых производителей присадок российский рынок смазочных материалов по-прежнему зависит от импорта.
Доля зарубежных поставщиков до 2022 года достигала 80%, их уход создал системный вызов для всей отрасли. Освободившуюся нишу заняли азиатские игроки, которые частично покрывают растущий спрос. Между тем, в России объем потребления смазочных материалов к 2030 году достигнет 1,6-1,8 млн. тонн. Как обеспечить производство масел нужными компонентами привычного качества и в полном объеме? Ответ на этот вопрос искали ведущие эксперты отрасли на первой конференции CREON “Смазочные материалы”.
Локализация вместо импорта. По мнению экспертов, корень проблемы кроется даже не в уходе поставщиков и отсутствии российских аналогов. Хуже всего то, что у производителей нет гарантий качества закупаемого продукта, технической поддержки и долгосрочной доступности компонентов. Малоизвестные игроки из АТР обеспечить этого не могут, качество их продукции не подтверждено, уровень сервиса предельно низок (если вообще есть).
Открытым остается вопрос, как эти составы поведут себя на российских базовых маслах. Большинство азиатских присадок протестированы производителями на зарубежных премиальных маслах с высокой степенью очистки. Российские производители также применяют современные базовые масла, но российского производства. Состав нефти, специфика производственных процессов любого НПЗ требуют адаптации рецептуры смазочных материалов под конкретные базовые масла.
Именно поэтому российские производители все чаще говорят о том, что отрасли нужна не просто замена импорту, а инновационный продукт, адаптированный под российские реалии. Это позволит закрыть проблему импорта и обеспечить нефтехимическую отрасль нужными компонентами вне зависимости от политики и экономики.
Такие решения на рынке уже есть. Пример тому – новая линейка инновационных присадок и пакетов присадок SIBGUARD, разработанная по техническому заданию “СИБУРа”. Компания поставила перед собой цель не просто локализовать технологию, а максимально “обкатать” ее для будущего практического применения в России и странах содружества.
“Мы против “симптоматического лечения” и точечных мер, которые, по сути, ничего не меняют. Наш подход – системный. Фокус не на поставках сырья или готовых решений, а на создании полноценных механизмов взаимодействия между производителями базовых компонентов, переработчиками сырья, отраслевыми институтами и конечными потребителями. Результатом совместных усилий будет не просто замена одного импорта другим, а создание предпосылок для полной локализации столько импортозависимого направления как присадки для смазочных материалов”, – отметил Антон Денисенко, старший менеджер по отраслевому маркетингу “СИБУРа”.
С русским колоритом. Россия и СНГ – огромный рынок со своей спецификой. Во многих регионах качество бензина существенно отличается от европейского. Добавьте к этому огромную нагрузку на двигатели и суровый климат – и получите то, что называется российскими условиями эксплуатации. Только успевай менять масло. Следовательно, идеальная присадка должна обладать высокими антиокислительными свойствами, которые продлевают жизнь маслу, защищают двигатель от износа и отложений и увеличивают межсервисные интервалы.
Присадка SIBGUARD, разработанная по техническому заданию “СИБУРа”, прошла испытание на популярных российских базовых маслах. Большинство производителей смазок использует именно их. Тесты показали, что масло с такой присадкой лучше справляется с удалением нагара, лака, шлама с металлических поверхностей при работе двигателя и удерживает во взвеси весь объем загрязнений до замены – они не слипаются и не оседают на стенках двигателя или в картере. Это помогает защищать двигатели в условиях жесткой эксплуатации.
По замыслу разработчиков, SIBGUARD позволит российским производителям смазочных материалов создавать товарные масла премиум и среднего сегмента. Продукция призвана закрыть потребности как легкового транспорта (бензиновые и дизельные двигатели), так и тяжелой техники (тяжелонагруженные дизельные двигатели). Эффективность доказана в авторитетных международных лабораториях SGS (Китай) и SWRI (США). Проведены успешные моторные испытания по нормативам АвтоВАЗа, завершаются испытания для КамАЗа.
Хорошие эксплуатационные характеристики – важный, но не единственный фактор, определяющий спрос. Для потенциальных покупателей – производителей моторных масел – на первом месте стоит вопрос экономической целесообразности внедрения новой присадки. Конечный продукт должен быть конкурентоспособен по отношению к существующим предложениям, в том числе, и по ценовым параметрам. Осознавая это, “СИБУР” заложил в стратегию SIBGUARD принцип гибкого ценообразования за счет каскадных решений. Один пакет присадок позволяет производить несколько типов моторных масел (под разные спецификации API SN, SP). Это снижает складские запасы и существенно уменьшает стоимость конечного продукта. Оптимизированная дозировка пакета более выгодна для производства моторного масла при обеспечении высоких рабочих характеристик.
Звенья одной цепи. Представляя проект SIBGUARD на конференции CREON “Смазочные материалы”, спикер “СИБУРа” подчеркнул, что на данном этапе идея не столько в коммерции, сколько в развитии партнерских связей. Как показывают последние отраслевые дискуссии, именно кооперация между участниками рынка станет основным трендом ближайших лет.
“Основная цель проекта – развитие локальной переработки и производства присадок. Мы планируем не просто заменить продукт, а найти “ту самую” технологию, которая будет лучше других отвечать потребностям рынка и реальным условиям применения. При этом очень важно создать комфортные условия для потребителей: гибкие цены, стабильные поставки, гарантированную поддержку на территории РФ и предсказуемую логистику. И системное улучшение качеств продукта через инвестиции в НИОКР. Такие задачи не решаются по отдельности, только комплексная работа с партнерами в отрасли”, – акцентировал Антон Денисенко.
Благополучие рынка смазочных материалов даст синергетический эффект российской экономике, решая задачи целого ряда отраслей. Качественное масло – это снижение эксплуатационных расходов в транспортном секторе, повышение ресурса промышленного и энергетического оборудования, надежность сельскохозяйственной техники в период повышенных нагрузок.
Когда двигатели работают лучше и дольше, а смазку нужно менять реже, снижается себестоимость перевозок. Это напрямую влияет на промышленность, добывающие отрасли, строительство, ТЭК и ОПК. Результат – рост конкурентоспособности российских товаров и услуг, стабилизация экономики, повышение уровня жизни в стране. (oilcapital.ru)
