Эксперты ожидают почти двукратное увеличение емкости рынка БАД: с 54,3 млрд. руб. в 2018 г. до 100 млрд. руб. в 2022 г. Соответствующий прогноз озвучила председатель совета директоров компании “Эвалар” Наталия Прокопьева. По ее словам, в течение трех лет индустрия БАД из нишевого сегмента аптечного рынка превратилась в социально значимый сектор экономики.
Согласно прозвучавшим оценкам, рынок БАД в последние несколько лет трансформировался не только количественно, но и качественно. Пандемия стала триггером, который стимулировал рост рынка БАД, а легализация дистанционных продаж аптечного ассортимента во время первой волны пандемии привела к взрывному росту e-commerce в категории БАД: +53% в 2021 г. по сравнению с 2020 г. Развитие дистанционного канала продаж дополнительно стимулировало процесс омоложения аудитории, потребляющей БАД: если до 2018 г. доминировала группа покупателей в возрасте 45-54 лет, то с 2020 г. стала превалировать группа 20-44 лет. Этому сопутствовала смена ценностных моделей потребления: новая аудитория рассматривает свое здоровье как ценность, а покупка БАД рассматривается как элемент поддержания здоровья.
Глава ДСМ-групп Сергей Шуляк подчеркнул, что рынок БАД активно растет, при этом наиболее динамично развиваются такие категории как: витаминно-минеральные комплексы, пробиотики, а также БАД для ментального здоровья.
По словам Наталии Прокопьевой, на сегодня рынок БАД способен стать важным звеном в решении значимых социальных и демографических задач страны. “Пандемия доказала, что категория БАД играет серьезную роль для сохранения здоровья общества, – заявила она. – Именно в категории БАД регистрируются витаминно-минеральные комплексы, включая витамины С и D, внесенные в протокол лечения COVID-19. Применение БАД может рассматриваться как доступный и логичный способ для решения задач продления активного долголетия, улучшения качества жизни, увеличения возраста дожития и снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний. Это особенно актуально в свете роста дефицитов микро- и макронутриентов в современном рационе и повышения пенсионного возраста”.
Руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБУН “ФИЦ питания и биотехнологии”, доктор биологических наук Владимир Бессонов также акцентировал внимание на том, что БАД могли бы стать одним из инструментов коррекции рациона россиян в современных условиях. “Рацион питания российского человека формируют порядка 100 компонентов, что позволяет говорить о том, что он достаточно однообразен, – пояснил он. – Важно обучить людей сегодня правильно питаться и потреблять БАД”.
Однако у рынка отмечаются и проблемы роста, связанные с отсутствием системной политики в части развития этого социально значимого сектора, указали эксперты. Как следствие, сохраняются предубеждения со стороны врачебного сообщества, лидеров мнений, экспертов. Проблема усугубляется отсутствием системы распространения научно обоснованных знаний о БАД, в результате чего эту нишу занимают блогеры, зачастую не имеющие профильного образования и дающие ничем не обоснованные, а порой и опасные советы о порядке приема БАД.
Наталия Прокопьева подчеркнула важность выработки отраслевой стратегии развития рынка БАД как социально значимого сектора, связанного с обеспечением здоровья и активного долголетия общества. “Большое значение имеет выработка отраслевой стратегии развития рынка БАД и ее включение в национальный проект “Демография”, что в перспективе могло бы стать важным инструментом частно-государственного партнерства для оптимизации затрат на здравоохранение в перспективе, – отметила она. – Критически важно и развитие государственных образовательных программ, а также отраслевых образовательных мероприятий по вопросам обращения БАД, создания равных и прозрачных условий для всех игроков, а также обеспечения доступа населения к качественной и безопасной продукции. Со своей стороны мы как лидер рынка открыты к взаимодействию с экспертным сообществом для обмена информацией и для передачи тех знаний, которые мы накопили за 30 лет своей работы”.
Исполнительный директор СРО “Союз производителей БАД к пище” Александр Жестков привел пример реализации проектов по витаминизации населения в ряде европейских стран, по итогам которых были достигнуты значимые показатели по оптимизации расходов на здравоохранение. “Реализация подобных программ не только дает ощутимый экономический эффект, но также повышает культуру потребления БАД, – подчеркнул он. – Я полагаю, что и у нас в стране имел бы смысл использовать такие практики”.
Участники дискуссии также затронули проблему недостатка компетенций со стороны даже крупных маркетплейсов, которым на данный момент не хватает опыта для управления данной товарной категорией, а также организации входного контроля продукции в категории БАД. Из-за этого на площадках появляются товары, ввезенные по декларациям соответствия в отсутствие обязательной государственной регистрации, рецептурные препараты под видом БАД, а также БАД с недостоверными составами и завышенными дозировками.
Депутат Государственной Думы Евгений Нифантьев подчеркнул, что с учетом новых векторов развития рынка и его стремительной диджитализации должны быть предприняты шаги в части обеспечения качества и безопасности продукции, продаваемой в сегменте e-comm. “Должны быть предприняты три шага, – уточнил он. – Важно принятие законопроекта о досудебной блокировке страниц, содержащих предложения о продаже опасных продуктов, реализуемых в категории БАД. Важно внести изменения в правила розничной торговли в части реализации БАД дистанционным способом. А также важно внедрить маркировку БАД”. (pharmvestnik/Химия Украины и мира)