По оценкам маркетинговых компаний, объем фармацевтического рынка в 2012 г. в среднем составил 766 млрд. руб. (по версии DSM Group – 774 млрд. руб., по версии ЦМИ “Фармэксперт” – 759 млрд. руб.), это выше объема 2011 г. примерно на 11%. “Вымываются” ли с рынка дешевые препараты? Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк говорит, что это так, но одновременно и не так: «С одной стороны, в денежном выражении доля самых дешевых препаратов (цена упаковки до 50 руб.) в 2012 г. снизилась с 10% до 9%, доля препаратов со стоимостью от 50 до 150 руб. – с 26% до 24%. При этом выросли группы препаратов по цене выше 150 руб. Та же картина наблюдается и в упаковках. С другой стороны, наш рынок очень дешевый. Доля препаратов до 50 руб. в упаковках по итогам 2012 г. составила 57%, от 50 до 150 руб. – 24%. В сумме 2/3 рынка – препараты до 150 руб., или до $5. С социальной точки зрения это хорошо, но с точки зрения здравоохранения – плохо, так как велика доля малоэффективных препаратов. Впрочем, и в “дешевых” группах происходят изменения, меняются предпочтения. Если в 2011 г. пациент приобретал препарат за 57 руб., то в 2012 г. этот же препарат он покупает за 120 руб. Препарат остался в группе до 150 руб., но доля самых дешевых снижается».
Российские препараты демонстрируют разнонаправленные тренды. Если в денежном выражении они наращивают долю, то в упаковках снижают. Ситуацию комментирует директор компании “Фармэксперт. Аналитика и консалтинг” Николай Беспалов: «В 2012 г. стало заметно, что российские производители выводят на рынок более современные и более дорогие препараты, поэтому растет денежный оборот. В то же время сокращается производство дешевых препаратов, что дает снижение в упаковках»
О продвижении лекарственных средств рассказал директор подразделения “Здравоохранение” ООО “Синовейт Комкон” Олег Фельдман: «Лидеры рейтинга по назначениям врачей не меняются в течение последних лет. При этом компании, которые попали в рейтинг, принадлежат разным кластерам. Это и восточноевропейские компании, и российские, и т. д. Но интересно, как меняется картинка, когда компании одновременно ранжируются и по CAGR, т. е. по темпам роста. У подавляющего числа игроков CAGR очень маленький. Более того, компании, имеющие большую долю в назначении врачей, имеют отрицательный CAGR. А те, кто наращивал долю на рынке, врачами назначаются мало. Это говорит о том, что на рынке до сих пор существует свободный выход. Для больших движений рынок, судя по всему, уже закрыт, потому что конкуренция достаточно серьезная. И если в предыдущий период конкуренция была серьезной, но свободной между компаниями, то в дальнейшем конкуренция во многом будет определяться в том числе и некоторыми регуляторными решениями, и безусловным протекционизмом в отношении российских компаний. Аптека остается более доступным механизмом, чем поликлиника. Поэтому до сих пор важную роль в продвижении лекарственных средств играют первостольники. Если посмотреть, что они рекомендуют при замене препарата, то очевидны две тенденции. Растет доля и тех, кто предлагает оригинальные препараты, и тех, кто обращает внимание на дженерики». (Фармацевтический вестник/Химия Украины, СНГ, мира)