Перед рассмотрением в Госдуме законопроекта о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ) чиновники ищут новые способы контролировать его. В Минэнерго, в частности, неоднократно заявляли, что экспорт СПГ не должен мешать продажам трубопроводного газа “Газпрома”. Правительственная подкомиссия по таможенно-тарифной политике рекомендовала правительству ввести экспортную пошлину на СПГ, рассказал федеральный чиновник. Представитель Минфина подтвердил, что введение такой пошлины обсуждалось на заседании.
Сейчас СПГ пошлиной не облагается, так как в Налоговом кодексе такого сбора нет. Для поддержки развития добычи углеводородов на шельфе федеральным законодательством предусмотрено освобождение предприятий от налоговых начислений до 2032-2042 гг. – в зависимости от степени сложности разрабатываемого месторождения. “Освобождение от экспортной пошлины на СПГ “Газпрома” и других нефтегазовых компаний позволит сделать производство более рентабельным и повысить доходность в этом сегменте бизнеса”, – объяснил представитель “Газпрома”. Представители “Роснефти” и “Новатэка” от комментариев отказались.
“СПГ станет одним из значимых экспортных товаров и будет подлежать регулированию – это правильно и полностью соответствует мировой практике”, – считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В 2017-2018 гг. “Новатэк” пустит “Ямал СПГ” (15 млн. т/год), “Газпром” – завод СПГ во Владивостоке (10 млн. т с расширением до 15 млн. т), а “Роснефть” – на Сахалине (5 млн. т в первой очереди). Кроме того, у “Газпрома” есть газовый проект “Сахалин-2”, который монополия развивает совместно с Shell (27,5%), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Пока это единственный действующий в России СПГ-завод (около 5% поставок СПГ в мире). Недавно представители “Газпрома” заявили о намерении расширить мощности завода с 10 млн. до 15 млн. т/год. К 2020 г. “Газпром” собирается занять около 15% глобального рынка СПГ.
Введение пошлины было ожидаемым и вопросом времени, учитывая большое количество заявленных проектов, считает Полищук. Пока чиновники хотят ввести понятие экспортной ставки как таковой, но размер ставки будет равен нулю, говорит федеральный чиновник: “Наличие нулевой ставки пошлины с точки зрения экономического результата и предсказуемости ничем не отличается от неустановления ставки – любое решение можно поменять постановлением правительства”. Тем не менее, если товар облагается экспортной пошлиной (даже по ставке 0%), то он по-другому проходит таможенное оформление, объясняет логику правительства партнер King & Spalding Илья Рачков: в таком случае возникает определенный набор ограничений, в том числе появляется обязательство определения таможенной стоимости товара, присваивается код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. С помощью пошлин чиновники смогут в перспективе получать определенную форму отчетности от компаний – сколько именно СПГ идет на экспорт, замечает юрист. “Такая инициатива возникла в связи с предстоящей либерализацией экспорта СПГ”, – считает партнер Greenwich Capital Лев Сныков, а поскольку СПГ – это одна из форм продажи природного газа, а последний облагается таможенной пошлиной, логичным продолжением станет увеличение пошлины в перспективе и на этот товар. “Некоторые проекты, скорее всего, будут по-прежнему получать льготы, в то время как другие начнут приносить средства в бюджет”, – заключает аналитик. Представитель Минэнерго не смог предоставить комментарии. Представитель Минэкономразвития на запрос не ответил. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)