Почти каждая третья АЗС в России продает суррогатное топливо. Это результаты совместной проверки Росстандарта и Генпрокуратуры. “Бороться с контрафактом на топливном рынке с помощью действующих норм крайне затруднительно, – признался глава Росстандарта Алексей Абрамов. – Штрафы минимальны, бензоколонку за нарушения закрыть практически невозможно. Мы предложили правительству увеличить наказания, введя в Административный кодекс оборотные штрафы в размере до 15% от годовой выручки АЗС”.
Проверка проводилась все лето по поручению президента Владимира Путина, который в апреле на одном из совещаний сравнил моторное топливо с ослиной мочой. Участие силовых структур было кстати. По всей стране за 3 месяца пробы для анализа были взяты на 3109 АЗС, что в 3 раза больше, чем обычно проверяется за год. Под прицел попали как сетевые бензоколонки, которые работают под брэндами крупных нефтяных компаний, так и небольшие независимые АЗС. Разного рода нарушения были выявлены на 43% бензоколонок. Касались они качества топлива, недолива в бензобаки автомобилей, плохого информирования потребителей. Самое распространенное нарушение оказалось связано с превышением массовой доли серы в топливе – 666 случаев. Кроме того, было выявлено много несоответствий заявленному октановому числу бензина, а также нормам температуры вспышки в закрытом тигле (емкость для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления) дизтоплива. “Не могу сказать, что мы шокированы такими результатами, – утверждает Алексей Абрамов. – 30-35% случаев нарушений техрегламента по качеству топлива Росстандарт фиксирует 3 последних года”.
Недолив был установлен на 420 АЗС. МВД по фактам мошенничества возбудило несколько уголовных дел, в том числе в Московской области. “В магазинах, на рынках есть контрольные весы, – продолжает глава Росстандарта. – Каждая АЗС должна иметь контрольный “мерник”, куда водитель может потребовать залить топливо и таким образом зафиксировать – правильно ли работает раздаточный пистолет. Как только он увидит, что есть недолив, он может отправить жалобу в окружные межтерриториальные управления Росстандарта. И мы уже начнем работу”.
Суммарный штраф по итогам проверки составил 55 млн. руб. Капля в море, учитывая, что рядовая автозаправочная станция за год зарабатывает около 100 млн. руб.
Действующий Административный кодекс предусматривает в среднем по стране небольшие штрафы для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. Хотя в Москве санкции за нарушение экологических норм выше: за повторное нарушение АЗС может быть наказана до 1 млн. руб. Кроме того, закрыть АЗС можно только в случае повторного нарушения, которое принесло существенный материальный вред потребителю. Это крайне сложно доказать. В связи с этим Алексей Абрамов предложил за подобные нарушения ввести оборотные штрафы – до 15% от годовой выручки. Такая норма внедрена в антимонопольное законодательство за недобросовестную конкуренцию или злоупотребление монопольным положением.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко прокомментировал: “Не совсем верно бить кнутом по конечному звену – АЗС. Порядок надо наводить на нефтеперерабатывающих заводах. К сожалению, в России еще много старых “керосинок”, производящих некачественное топливо. Ведь что получается? Мы ежегодно производим примерно столько топлива, сколько потребляем, – 70-75 млн. т. Если завод по каким-то причинам засбоил, сразу возникает дефицит. Владельцы автозаправочных станций, чтобы не останавливать работу, вынуждены искать альтернативных поставщиков. Вот тут можно нарваться на контрафакт. Случаи, когда кто-то заведомо покупает дешевое некачественное топливо, если и есть, то носят единичный характер. На сетевых бензоколонках такая ситуация исключена. Там прямые поставки с заводов”. (Нефть России/Химия Украины и мира)