Пуск нефтепродуктопровода “Прикарпатзападтранс” стал центральным событием на топливном рынке в 2016 г. Объемы, на которые вышла магистраль к концу года, удивили всех и могут удивить еще. Кто же и как наполнял “дизельную” трубу?
Первые разговоры о реанимации проекта поставок по нефтепродуктопроводу появились в начале 2016 г. Первым удивил факт нового оператора поставок, которым всегда было принято считать “ЛУКойл”. Его партнером в Украине была группа WOG, которая сыграла важную роль в сохранении технологического дизтоплива в нефтепродуктопроводе в 2014-2015 гг. В этот период группировка депутата Пашинского вынашивала планы об экспроприации “именем Революции” российского дизтоплива. (Одна из таких вылазок закончилась ошибочным штурмом перекачивающей станции на нефтепроводе “Дружба” группой “молодых людей спортивной наружности”, которые, как выяснилось после их задержания, должны были захватить станцию “Прикарпатзападтранса”). Набегам “титушек” противостояла охранная фирма группы WOG. Но в итоге приз ушел другому.
В декабре 2015 г. Антимонопольный комитет Украины разрешил швейцарской International Trading Partners AG (Швейцария) купить акции компании “Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов”. Эта компания является владельцем участка нефтепродуктопровода “Самара – Западное направление”, который в Украине эксплуатирует ДП “Прикарпатзападтранс”. В марте 2016 г. сделка была закрыта.
Вытеснение технологического ДТ началось в мае, первые отгрузки с терминала в Новограде-Волынском (Житомирская обл.) пошли в июле, а с сентября – с автоналива в Смыге (Ровенская обл.). В декабре стало известно о начале транзитных прокачек в Венгрию.
Новая магистраль наполняется исключительно ресурсом “Роснефти”. Характерно, что былой фаворит поставок топлива из России – “ЛУКойл” – в 2016 г. был вынужден полностью прекратить отгрузки в Украину. Мало того, во втором полугодии труба осталась единственным источником российских поставок в Украину, так как по железной дороге продукт приходить перестал. Отчаянная попытка одного из трейдеров завести небольшую партию российского ДТ производства заводов “Газпромнефти” закончилась блокированием со стороны СБУ, которая выпустила груз в свободное обращение спустя около двух месяцев. Больше желающих не нашлось. В сентябре возникла пауза в прокачках и по нефтепродуктопроводу, однако спустя несколько дней отгрузки возобновились.
Контрактодержателем на поставку всего ресурса по магистрали является швейцарская компания Proton Energy Group S.A. Но известной эта компания стала несколькими месяцами раньше, чем заработала труба. В начале 2016 г. через свою “дочку” Glusco Energy S.A. она обратилась в Антимонопольный комитет Украины за разрешением приобрести сеть заправочных станций ООО “Восток”, принадлежащего через ряд офшорных компаний “Роснефти”. Дело затянулось, документы пару раз возвращали, но в декабре 2016 г. ведомство дало “добро”.
Была известна швейцарская структура и ранее. Пульс ее поставок бился в основном на море, куда Proton Energy Group привозила топливо по эксклюзивному контракту из Израиля и стран Средиземноморья. Наиболее продуктивным для компании выдался 2015 г., когда из-за российского моратория на поставку дизтоплива в Украину на выручку пришли южное направление и Proton как крупнейший оператор направления на тот момент. Всего в 2015 г. компания поставила через южные порты около 680 тыс. т нефтепродуктов.
Пул “первых рук”, прямых импортеров ресурса по нефтепродуктопроводу в 2016 г., состоял из десятка разноплановых компаний. Новый проект вывел на рынок новых игроков и дал новые козыри “старым” трейдерам в диалоге с другими ресурсодержателями.
Несмотря на поражение в борьбе за статус оператора проекта, WOG стал крупнейшим покупателем ДТ по трубе в 2016 г. Быстрое и продуктивное начало поставок по новому направлению можно связать с давним знакомством с Proton Energy Group: швейцарцы были ключевым партнерами “зеленых” по “морским” поставкам. Однако безоблачной работу “на трубе” назвать сложно. Если в начале проекта, в июне, WOG стартовал с 20 тыс. т, а в сентябре взял рекордные 36 тыс. т, то в ноябре и декабре – 5 и 10 тыс. т соответственно.
Судя по всему, одним из ключевых игроков “на трубе” станет группа компаний Wexler, в которую, в частности, входит ООО “Анвитрейд” – эксклюзивный оператор по реализации “трубопроводного” ресурса автоналивом с терминалов в Новограде-Волынском и Смыге. Новым игроком Wexler назвать нельзя, так как он давно известен как контрактодержатель по многочисленным “морским” поставкам нефтепродуктов, в которых участвовал и Proton Energy Group. На счету “Анвитрейда” в 2016 г. 135 тыс. т и абсолютный рекорд месячных поставок – 47 тыс. т продукта, импортированного в декабре.
Учитывая близость к контрактодержатетелю, имеется потенциал для роста и у обладателя “бронзы” нашего рейтинга – компании “Восток”. Помимо 130 АЗС у компании есть пять нефтебаз и сформированная команда оптовиков, которые долгое время были на ресурсном дефиците. Работа в составе ТНК-ВР, а затем “Роснефти” была сопряжена с большими ограничениями по части поставок корпоративным клиентам, а сегодня, учитывая фактически неограниченную ресурсную поддержку, к этой теме можно подойти иначе. Да и на “коммерческом” рынке возможностей для роста хватает.
Минувший год стал годом настоящего прорыва для компании “Альянс Энерго Трейд” (АЭТ). Будучи еще пару лет назад полностью заурядным оптовиком, в 2016 г. эта команда заставила посмотреть на себя по-новому, “труба” сыграла в этом не последнюю роль. На счету АЭТ 113 тыс. т трубопроводного ресурса, что составило около 50% от общего объема импорта трейдера. Не в последнюю очередь неплохой результат связан с поставками в адрес сети “АМИК Украина”, выбравшей “Альянс Энерго Трейд” в качестве основного партнера на довольно плотном украинском рынке.
Весьма плодотворно потрудилась в новоград-волынском направлении группа “Элемент” в лице ООО “Полюс”. Поставщик финишировал в декабре с месячным результатом 38 тыс. т ДТ, готовясь к повышению акциза. Как и “Альянс Энерго Трейд”, “Элемент” сохраняет диверсифицированную модель поставок, оставаясь стабильным импортером по Югу.
В свойственной ему манере долго присматривался к новому направлению поставок “Галнафтогаз”, стартовав среди крупных поставщиков последним – в августе 2016 г. Поставляя в среднем по 55 тыс. т в месяц, владелец брэнда ОККО отвел “трубе” средние 15% в своей закупочной корзине. Это может говорить как о возможном потенциале увеличения поставок, так и об усилении их разновекторности. Точно это станет понятно в 2017 г. и во многом будет зависеть от успешности ОККО на тендерах госкомпаний, для которых трубопроводный ресурс становится все более безальтернативным.
Заметным игроком “на трубе” стала компания “Темиртранс-Захид”. Команда во главе с Владимиром Лучковым начала прорабатывать поставки ДТ еще на прежнем месте работы – в компании “Петро Карбо Хем Мукачево” (изначально структура была заточена под операции со сжиженным газом и продуктами нефтехимии, для перевалки которых был построен современный перевалочный комплекс в Мукачево). Источники на рынке говорят, что секрет взлета этой команды заключается в близости к менеджменту “трубопроводного” проекта, но подтверждения эта информация пока не имеет.
Среди прочих поставщиков необходимо выделить “Трейд Коммодити” – изрядно нашумевшего в минувшем году трейдера. Одной из особенностей его бурной работы было отсутствие прямых контрактов с ресурсодержателями, в связи с чем каждая победа компании из Каменки (бывший Днепродзержинск) в очередном тендере госпредприятий сопровождалась хаотичной скупкой продукта у всех вокруг. Новый игрок “на трубе” обозначился в октябре и ноябре со сравнительно небольшими объемами, а в декабре резво скупал “трубопроводный” ресурс на внутреннем рынке. (Видимо, победа в тендере УЗ на поставку 40 тыс. т стала для самой компании неожиданностью). Не вызывает сомнений, что в окрестностях трубы неспокойную “Трейд Коммодити” мы увидим еще неоднократно.
Из новых имен выделим компанию “Е.Коннект”, занявшую нишу небольшого, но стабильного поставщика. Обратить на него особое внимание заставило имя ее топ-менеджера Владимира Зиневича, ранее работавшего в “Укрнафте”, Минтопэнерго, НАК ЭКУ и “Укринтерэнерго”. Вскоре к нему присоединилась трейдерская команда бывших “танкистов” во главе с Андреем Сахипьяновым. Не вызывает сомнений, что такой состав не созывают, чтобы поставлять по 4-5 тыс. т в месяц, как это было в 2016 г.
Замыкает рейтинг “трубопроводных” импортеров компания “Премиум Ойл”. С пуском проекта этот трейдер мигрировал на север с юга, где начинал свою карьеру, и по сей день остается одним из постоянных ресурсодержателей. В связи с этим очевидно, что присутствие на новом для себя направлении обусловлено знакомством с нынешними операторами проекта в лице Proton Energy Group и Wexler. По имеющимся данным, в 2017 г. “Премиум Ойл” может нарастить объемы как по “трубе”, так и по воде.
Та же миграция присуща и еще одному участнику рейтинга, николаевцам из “Кворум Нафты”. Будучи географически завязанной на импорт с моря, компания переключилась на новый для себя источник поставок. Как объяснили в “Кворуме”, причины сугубо экономические, поскольку морская логистика как сама по себе затратна, так и сопряжена с издержками, которых в Новограде пока меньше.
Всего в 2016 г. по нефтепродуктопроводу в Украину поступили 859 тыс. т дизельного топлива. В декабре поставки достигли рекордных 190 тыс. т, что составило 31% рынка ДТ. Никто из трейдеров не смог вспомнить таких результатов работы магистрали за всю ее обозримую историю. Близкие к проекту источники говорят, что это еще не предел. Основные прорывы связаны с транзитом в Венгрию. Вытеснение продукта качества Евро-3 началось в декабре, а к весне Proton Energy Group S.A. планирует начать прокачки Евро-5 по прямому договору с MOL в объемах около 100 тыс. в месяц. Как сообщили в швейцарской компании, переговоры также ведутся с австрийской OMV. Их результатом может стать поставка продукта в Словакию, Румынию и Чехию.
Помимо появления дополнительного источника поставок и реанимации транзита еще одним результатом развития “трубопроводного” проекта стало создание мощного хаба с прозрачной системой таможенного оформления продукта. Это значительно снизило спрос по таким проблемным направлениям как “морское”, где отмечено резкое снижение объемов контрабанды. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)