На старте 2020 г. стоимость топлива на АЗС относительно 2019 г. практически не изменилась, прибавив лишь 0,1%. Однако оптовые цены снова начали расти в декабре, а участники рынка опасаются снижения отгрузок внутренним потребителям на фоне сокращения производства топлива и роста экспорта. Эксперты пока считают ситуацию сбалансированной, указывая на то, что демпферная составляющая обратного акциза на нефть покрывает потери НПЗ от поставок топлива на внутренний рынок.
На 9 января по сравнению с концом декабря цены на бензин в среднем по стране выросли на 0,1%, на дизельное топливо на 0,2% – до 44,75 руб. за литр и 48,01 руб. за литр соответственно, следует из данных Росстата. АИ-92 подорожал на 0,2% до 42,34 руб. за литр, АИ-95 – на 0,1% до 45,79 руб. за литр. В 2020 году ситуация с ценами значительно спокойнее предыдущего года: в прошлом году с 1 января цены росли из-за повышения НДС, а нефтекомпаниям в рамках соглашения о сдерживании цен в мелком опте и на АЗС разрешили увеличивать стоимость топлива в пределах инфляции, чем они и воспользовались. Кроме того, давление на цены в 2019 г. оказывал рост акцизов. Сейчас соглашения с правительством отменены, но компании исполняют неформальные договоренности об ограничении цен.
По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, значительного роста цен на бензин в рознице не наблюдается. Серьезные опасения вызывает лишь существенный рост экспорта бензина с одновременным снижением объемов производства, из-за чего сокращаются поставки топлива на внутренний рынок, предупредил он. Аркуша также фиксирует рост мелкооптовых цен в ряде регионов.
По мнению источника в отрасли, на рост цен влияют повышение ставок акцизов на топливо и уменьшение объемов компенсаций по демпферу из-за изменения формулы (демпфер сократился в 1,5 раза при прочих равных).
В Минэнерго не стали комментировать ситуацию с возможным снижением поставок на внутренний рынок.
Что касается биржевых цен, то с августа, когда были скорректированы значения условных цен на топливо в формуле демпфера, стоимость топлива на бирже была стабильной, а в ноябре на фоне сезонного сокращения спроса и вовсе стала снижаться. К декабрю цена на топливо стала восстанавливаться: АИ-95 по сравнению с концом ноября к 6 января подорожал примерно на 14% до 47,4 тыс. руб./т, АИ-92 – на 11% до 46,3 тыс. руб./т, но сейчас топливо дешевеет.
Евгений Тыртов из Vygon Consulting отмечает, что экспортные нетбэки для НПЗ европейской части страны находятся на уровне 50-52 тыс. руб./т бензина, то есть экспорт несколько более выгоден, чем поставка на внутренний рынок. Однако разницу в основном покрывает демпфер. Хотя в 2020 г. из-за корректировки формулы размер демпфера сократится, “риск нового топливного кризиса по-прежнему минимален”, считает эксперт.
Глава “Петромаркета” Иван Хомутов отмечает, что одним из факторов роста оптовых цен в начале года стало повышение акцизов (на 438 руб. для автобензина и 294 руб. для дизтоплива), а также снижение демпфера – на 1,1 тыс. руб. по бензину и почти 1,5 тыс. руб. по дизтопливу. При этом экспортные нетбэки НПЗ на автобензин и дизтопливо снизились, отмечает Иван Хомутов, несмотря на снижение экспортных пошлин: “Основная причина такой динамики – заметное снижение цен на нефтепродукты в Европе”. В результате, подчеркивает эксперт, сейчас отпускные цены НПЗ на автобензин и дизтопливо находятся ниже экспортных нетбэков, но ситуация выглядит вполне сбалансированной: демпфер практически полностью покрывает убытки НПЗ от поставок продуктов на внутренний рынок. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)