В отеле “Балчуг Кемпински Москва” состоялась международная конференция “Гелий 2013”, организованная компанией “Креон Энерджи”. С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель совета директоров “Креон Энерджи” Фарес Кильзие. “Гелий является уникальным и стратегически важным продуктом, без которого немыслимо развитие высокотехнологичных отраслей промышленности”. Также он отметил положительное значение сохранения Федерального запаса гелия (FHR) в США, устранения ограничений по хранению и продолжения эксплуатации Клиффсайда. В России развитие гелиевой промышленности напрямую связано с реализацией крупнейшего газового проекта по разработке месторождений Восточной Сибири. Таким образом, Россия становится значимым игроком рынка гелия, а Москва на мировом уровне приобретает статус центра определения и принятия решений по гелию.
Независимый консультант по вопросам технологий и природных ресурсов (Оксфорд, Англия) Ричард Кларк рассказал об изменении конфигурации мирового рынка гелия. Что касается разницы между спросом и предложением на мировом рынке гелия, то в зависимости от рыночной ситуации можно прогнозировать три варианта развития событий в 2014-2020 гг. Если рынок сохранит нынешние объемы, будет наблюдаться переизбыток предложения. В случае роста рынка на 2% можно ожидать нехватки предложения в 30 млн. куб. м. Рост рынка на 4% удвоит эту нехватку. Наиболее вероятным представляется второй вариант. К основным потребителям гелия относятся компании по производству аппаратов МРТ, кремниевых пластин, а также работающие в авиакосмической области, физике, индустрии развлечений (воздушные шары и дирижабли), предоставляющие доступ в Интернет. Главные производители гелия расположены в России (“Газпром добыча Оренбург”), Польше, Алжире, Катаре, Австралии, США, Индии, потенциальным производителем является Иран. По прогнозу эксперта, к 2015 г. географический центр производства гелия сместится из США в страны Ближнего Востока, а к 2030 г. сформируется новый центр гелиевого рынка – в России, что обусловлено крупными запасами гелийсодержащих газов в Восточной Сибири, прежде всего на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях.
Заместитель генерального директора по реализации “Газпром газэнергосеть” Дмитрий Миронов рассказал, что на сегодняшний день единственным источником гелия в России является Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение, разработку которого ведет “Газпром добыча Оренбург”. Для группы “Газпром” реализация гелия являлась убыточным видом деятельности, в связи с чем было принято решение о передаче полномочий по реализации газообразного гелия на внутреннем рынке с января 2012 г. единому специализированному оператору – компании “Газпром газэнергосеть”. К стратегическим покупателям данного продукта относятся медицинские учреждения, предприятия ВПК, ядерной энергетики, научные центры и институты, промышленные предприятия. Прочие покупатели – это компании индустрии развлечений и рекламы. В 2012 г. в России “Газпром газэнергосеть” реализовало 2,69 млн. куб. м газообразного гелия, что на 15% больше, чем в 2011 г. В 2013 г. планируется реализация на уровне 2,78 млн. куб. м с аналогичным прогнозом на 2014 г. В целях гарантированного обеспечения потребностей рынка компания приступила к строительству установки по сжижению гелия на территории гелиевого завода “Газпром добыча Оренбург” с проектной мощностью 4,2 млн. л/год. По предварительной оценке, в первый год работы установка будет загружена на 75%. Полученный жидкий гелий в первую очередь будет поставляться на внутренний рынок. Пуск объекта запланирован на конец I квартала 2014 г.
Перспективы российского рынка чистого гелия озвучил Олег Ганушкин, директор по развитию компании “НИИ КМ”. В первую очередь им была отмечена тенденция сокращения на российском рынке в 2013 г. объемов потребления чистого гелия, несмотря на отмеченный всплеск продаж в начале года, последовавший сразу после преодоления дефицита гелия, когда предприятия закупали гелий впрок. Сокращается потребление и жидкого гелия. Все сокращения связаны с незначительным ростом российской экономики, отсутствием новых технологий, предполагающих использование гелия, а также с выходом в свет нового поколения МРТ, оснащенного рефрижераторами, не требующими дозаправок гелием. Прогноз роста на 5-7% до 2015 г. будет считаться весьма благоприятным, общий объем потребления оценивается в 110-115 тыс. куб. м. Перспективы роста “НИИ КМ” связывает с растущим потреблением чистых марок гелия в странах Таможенного союза (Беларусь, Казахстан), в России – в атомной отрасли (переход к маркам гелия 55, 60, 70) и металлообработке (в первую очередь в составе сварочных смесей).
Представители Air Liquide, руководитель научных исследований Паскаль Доге и руководитель по разработке продуктов Бруно Вайс, рассказали о деятельности компании на глобальном рынке в целом и более подробно остановились на проекте, реализованном в Катаре. В 2003 г. между Air Liquide и RasGas был подписан контракт на строительство двух установок по переработке и сжижению гелия Ras Laffan I и Ras Laffan II мощностью 9 т и 20 т жидкого гелия в день соответственно. Первая установка была пущена в 2005 г., вторая – в 2013 г. На сегодняшний день Катар поставляет 13% мирового объема гелия, в 2014 г. этот показатель должен увеличиться до 25%.
Назим Халли, менеджер по развитию направления Medal, подготовил презентацию, посвященную дочернему подразделению компании Air Liquide, специализирующемуся на разработке и внедрении технологий мембранной сепарации. В ходе презентации были озвучены основные технологические характеристики и типовые варианты применения разработанных технологий, которые были внедрены на предприятиях ExxonMobil, BP, Shell, ConocoPhillips, Aramco и др.
Перспективы развития гелиевых производств Восточной Сибири озвучила заведующая отделом экономики переработки углеводородов “НИИгазэкономика” Ольга Маслова. По ее словам, данные перспективы определяются наличием рыночной ниши, сырьевой базы, возможностью создания экономически эффективного производства гелия, включая его добычу, выделение и транспортировку. Последние 2 года объем добычи гелия в мире превышает 170 млн. куб. м. Основным производителем являются США: их доля в общем производстве (с учетом откачки гелия из хранилища Клиффсайд) в предшествующее десятилетие составляла от 74% до 86%, но она сокращается из-за создания крупных производств в Катаре и Алжире, доля которых составила в 2012 г. 11,6% и 8,7% соответственно. В структуре мирового потребления гелия также доминируют США, но и тут их доля сокращается: с 60% в 2005 г. до 36% в 2011 г. В основном это обусловлено интенсивным ростом потребления гелия в странах АТР (особенно в Китае), увеличившегося с 14% в 2005 г. до 28% в 2011 г. В результате роста мировых объемов потребления и исчерпания запасов гелия в хранилищах США к 2020 г. вероятно возникновение дефицита гелия в 30-35 млн. куб. м, который к 2030 г. может составить 90-140 млн. куб. м, что откроет рыночную нишу для дополнительных объемов гелия из Восточной Сибири. Запасы гелия на территории РФ учтены в недрах 210 месторождений углеводородов и оцениваются в 9,2 млрд. куб. м. Около 90% российских запасов гелийсодержащих газов находятся в месторождениях Восточной Сибири (Иркутская обл. – 38%, Республика Саха (Якутия) – 42%, Красноярский край – 10%). Проекты создания гелиевых производств связаны с разработкой Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Доля гелия, поступающего в подземное хранилище гелиевого концентрата с месторождений, может составить 50-70%, а на Белогорский НПЗ – около 30-50% от общего объема добычи. Хранение гелиевого концентрата, не приносящее прибыли, является отдельным видом деятельности. Учитывая опыт США, представляется целесообразным принять закон о гелии, в котором стоит предусмотреть создание государственного резерва гелия (неснижаемого суммарного запаса), и, соответственно, государственное финансирование или софинансирование с частными компаниями создания хранилищ и закупок гелия.
Об обновленном законодательстве регулирования гелиевой программы США рассказал Ник Хайнс, директор по мировому рынку гелия компании Linde Global Helium. В 1996 г. государственные запасы гелия оценивались в 1 млрд. куб. м. В этом же году Конгресс США принял “Акт о приватизации гелия”, предписывающий Бюро по управлению государственными и общественными землями продать весь запас до декабря 2014 г. на основе равномерных отчислений. Данные объемы (по 60 млн. куб. м/год) обеспечивали свыше 30% мировых поставок гелия на надежной регулируемой основе. По данным на ноябрь 2013 г., резервы Клиффсайда оцениваются в 300 млн. куб. м. К октябрю 2013 г. вся сумма долга за приобретение гелия из Клиффсайда должна была быть выплачена. Но Акт 1996 г. не предусмотрел ни дальнейшее финансирование бюро на случай, если некоторый объем гелия не будет реализован, ни его полномочия по поставке уже проданного гелия. Поэтому в 2013 г. был принят новый закон – “Акт о гелии 2013” (The Helium Stewardship Act). Согласно ему, закрытие Клиффсайда будет реализовано следующим образом: с октября 2014 г. – постепенное увеличение объемов гелия, реализуемых через аукционы. Когда резервы снизятся до 100 млн. куб. м, продажи будут осуществляться только федеральным потребителям.
Помимо ресурсов Клиффсайда основным и практически единственным источником гелия является природный газ. Генеральный исполнительный директор Linde Kryotechnik Клаус Олиг рассказал об опыте компании в создании современных установок для получения гелия и фракций С2+ из природного газа. По его словам, инжиниринговое подразделение, входящее в состав компании Linde, является ведущим игроком на международном рынке проектирования заводов и осуществляет все этапы работ: дизайн, управление проектом и строительство промышленных предприятий “под ключ”. Компанией построено более 4000 заводов по всему миру, в том числе реализованы проекты в России в отдаленных частях Сибири. Запланированы проекты создания современных установок для получения гелия и фракций С2+ из природного газа, например, в Белогорском районе Амурской области. Сейчас компания осуществляет проект по ожижению гелия для “Газпром газэнергосеть” в Оренбурге, который вскоре будет введен в эксплуатацию.
По словам Сергея Молчанова, директора гелиевого завода “Газпром добыча Оренбург”, концентрация гелия на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении колеблется от 0% до 0,055%. Современные заводы, производящие гелий, работают на природных газах, содержащих от 0,1% до 0,6% гелия. Компания “Газпром добыча Оренбург” имеет опыт работы с сырьевым газом с содержание гелия 0,055%, проектная мощность по сырьевому газу – 15 млрд. куб. м/год. Таким образом, технология извлечения, принятая на заводе, является уникальной в мире. Также как и технология хранения гелия в подземных емкостях, образованных путем размыва соляных пластов на глубине примерно 1500 м, впервые в России и в мире использованная на базе Оренбургского гелиевого завода. В 2012 г. с целью увеличения мощности по отгрузке товарного гелия были смонтированы 2 дополнительных поста для заполнения специальных агрегатов и емкостей.
На Ковыктинском ГКМ в настоящее время идет создание опытно-промышленной мембранной установки для извлечения гелия в промысловых условиях. Об этом рассказал Тимофей Семиколенов, заместитель начальника управления перспективных технологий и прединвестиционных исследований компании “Газпром развитие”. При освоении месторождений гелийсодержащего природного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке “Газпром” принял схему гибкого регулирования объемов производства товарного гелия в соответствии с рыночной потребностью. Объем добычи гелия на месторождениях Якутского и Иркутского центров газодобычи к 2030 г. составит около 240 млн. куб. м/год. При этом объемы производства товарного гелия, реализация которых возможна в странах АТР, оцениваются в 60-100 млн. куб. м/год. Предусматривается, что избыточные объемы гелия, которые не смогут быть реализованы, будут выделены из газа в промысловых условиях и направлены на долгосрочное хранение в продуктивную залежь Чаяндинского НГКМ, а позднее – в одно из частично выработанных месторождений гелийсодержащего газа. Для этого потребуется закачка в подземные хранилища 9-12,4 млрд. куб. м гелийсодержащего газа (в т. ч. гелия 2,9-3,7 млрд. куб. м) за 32-летний период. Для извлечения гелия в промысловых условиях будет применяться двухступенчатая схема на мембранах в соответствии с технологическими решениями, запатентованными “Газпром”. В настоящее время опытно-промышленная мембранная установка изготовлена НПК “Грасис” и поставлена на площадку Ковыктинского ГКМ. Пуско-наладочные работы и начало испытаний установки запланированы на ноябрь. Весь объем работ по испытаниям ОПМУ планируется завершить в 2015 г.
Генеральный директор НПО “Гелиймаш” Вадим Удут привел статистику, согласно которой мировой рынок готов принять гелий из новых российских источников. До 2030 г. возможна реализация жидкого гелия из Восточной Сибири на рынках сбыта: Европы – 15-20 млн. куб. м/год; Азии – 45-55 млн. куб. м/год; США – 20-30 млн. куб. м/год; внутренний рынок России – 5-10 млн. куб. м/год. Главными конкурентами России по экспорту гелия будут Катар, Алжир, Австралия. США большую часть производимого гелия планируют использовать для собственных нужд. Конкурентная среда очень высокая, поэтому нельзя опаздывать со сроками реализации восточносибирских гелиевых проектов. Новые российские проекты могут быть реализованы российским научно-промышленным комплексом. Для проведения гелиевой политики России необходимо освоить тиражное производство крупногабаритного технологического и транспортного оборудования, создать новые распределительные гелиевые центры. Также необходимо создание национальных стратегических хранилищ гелия под контролем Росрезерва, который должен обеспечить баланс производства и потребления гелия на долгосрочный период. НПО “Гелиймаш” наряду с другими компаниями является базовым предприятием РФ в российском гелиевом направлении и готово приложить усилия по координированию совместной работы российских предприятий для реализации гелиевых проектов в Восточной Сибири.
В Дубне (Московская обл.) крупномасштабное производство жидкого гелия осуществляется на эксплуатируемом с 1992 г. криогенном комплексе сверхпроводящего ускорителя Нуклотрон. Об этом рассказал главный инженер лаборатории физики высоких технологий международной межправительственной организации “Объединенный институт ядерных исследований” Николай Агапов. В ближайшее время на базе Нуклотрона будет создан новый комплекс ускорителей – коллайдер тяжелых ионов NICA. Сейчас идет сборка и испытания головных образцов криогенного оборудования. Пущенное в серийное производство, оно может стать основой для технологии промышленного ожижения гелия при освоении новых месторождений Восточной Сибири.
Подводя итоги конференции, глава “Креон Энерджи” Фарес Кильзие выразил уверенность, что существующие разногласия на гелиевом рынке – это издержки его переформатирования в процессе выхода на мировой уровень, в будущем они исчезнут. “В целом хотелось бы, чтобы Россия переняла американский опыт, где существует хранилище Клиффсайд, которое субсидируется государством. Однако пока можно сказать, что мировой рынок испытывает дефицит, у России с 2018 г. появляется возможность постепенно влиться в мировые потоки гелия с объемом не менее 60 млн. куб. м/год”. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)