На единственном в Прибалтике нефтеперерабатывающем заводе Orlen Lietuva – унылые настроения. Экспорт уменьшается с каждым месяцем, снижается и производство. В связи с этим около 100 человек могут быть уволены. 14 апреля предприятие посетил премьер Литвы Альгирдас Буткявичюс, которому руководитель мажейкяйского предприятия заявил, что финансовое положение предприятия самое тяжелое за всю историю его деятельности.
Аналитики утверждают, что из-за экспорта топлива Orlen Lietuva несет убытки. Поэтому готовится план чрезвычайного положения.
Единственное в Прибалтике нефтеперерабатывающее предприятие Orlen Lietuva вынуждено сокращать производство и увольнять работников. Экспорт топлива уменьшается с каждым месяцем, например, в январе экспортировано почти на 50% меньше, чем в 2013 г. Поэтому в 2014 г. вклад в бюджет крупнейшего налогоплательщика может быть меньше, чем в предыдущеи. “Экспорт нефтепродуктов для предприятия стал убыточным. Компания не хочет влезать в еще большие убытки, поэтому сокращает производство и экспорт”, – сказал аналитик банка Finasta Тадас Повилаускас.
Производство топлива в Мажейкяй начало замедляться во втором полугодии 2013 г. Например, в IV квартале 2013 г. производство упало на 18% по сравнению с тем же периодом в 2012 г. Всего в 2013 г. завод понес убытки в 240 млн. литов, а это рекордный спад в истории предприятия.
Главными помехами Orlen Lietuva считает очень большую конкуренцию на мировом рынке топлива, добычу сланцевой нефти в США и неблагоприятные для компании логистические условия. Поэтому в 2013 г. пришлось уменьшить объем переработки нефти. Представители компании не раз заявляли, что положение на европейском рынке топлива сложное, а сложные перевозки еще больше увеличивают стоимость продуктов. Помимо этого, американцы перестали покупать бензин у Европы, а также у литовских предприятий. Например, в январе США экспортировали на 74,8% меньше бензина из страны, чем год назад. Революция сланцевого газа и сланцевой нефти в США позволяет стране не только остановить импорт, но и самой искать покупателей. По словам Повилаускаса, положение в бизнесе переработки нефти очень плохое. Маржи самые маленькие с 2002 г., а мажейкяйский завод в Европе и так отличается довольно высокой себестоимостью продуктов.
В феврале экспорт Orlen Lietuva тоже упал. Спад предопределили и события в Украине, которая является одним из главных покупателей топлива Orlen Lietuva. В январе в эту страну экспортированы нефтепродукты стоимостью 82,9 млн. литов – на 48% меньше, чем год назад. На внутреннем рынке тоже бензина продается все меньше.
Рекордные убытки Orlen Lietuva смягчило правительство Литвы. Власть намеревается решить вопросы, которые в течение долгого времени были причиной конфликта между предприятием и бывшей властью. Представители Orlen Lietuva много лет жаловались на то, что из-за разрушенной железнодорожной ветки в Латвию приходится дольше везти топливо другой дорогой. Обвинения в закрытии железной дороги звучали и со стороны правительства Польши. Но Буткявичюс недавно пообещал премьеру Польши Дональду Туску вернуть закрытую железнодорожную ветку в Латвию, которая так важна для Orlen Lietuva (завод принадлежит польской компании Orlen).
Сейчас топливо с мажейкяйского завода уезжает на иностранные рынки через Клайпедский порт, но до него нужно проехать 200 км, а это увеличивает стоимость продукта. Помимо этого, руководство завода жаловалось на то, что за перевозку платит “Литовским железным дорогам” больше, чем, например, конкуренты в Беларуси. Премьер пообещал пересмотреть тарифы на железные дороги.
В начале апреля “Литовские железные дороги” вместе с представителями Orlen Lietuva договаривались о снижении тарифов, но переговоры закончились безрезультатно.
Orlen Lietuva не является крупнейшим предприятием страны. Его влияние на экономику и бюджет страны небольшое. Правда, для Мажейкяйского региона компания очень важна. Она создает множество заказов для местного бизнеса. В случае закрытия завода Мажейкяйский регион сильно пострадал бы. Так утверждает заместитель президента банка SEB Гитанас Науседа. “На ВВП или сбор налогов влияние компании меньше. Все понимают, что топливо в Литве будет покупаться даже в том случае, если Orlen Lietuva не произведет ни литра – оно будет импортироваться, поэтому налоги, акцизы все равно будут платиться”, – сказал он. По словам представителя банка, вклад компании в ВВП Литвы достигает 2%, а в экспорт – около 20%.
Представители компании Orlen Lietuva поговорили с премьером о сокращении логистистических расходов. В сообщении компании утверждается, что учреждения власти Литвы должны немедленно предпринять действия, чтобы обеспечить стабильность работы завода в ближайшем будущем. “В последние годы Orlen Lietuva предпринял многие меры по оптимизации работы, которые позволили увеличить эффективность производства и продаж, оптимизировать расходы и число работников, стремясь улучшить финансовые результаты. Несмотря на эти действия, внутренние возможности оптимизации иссякли, поэтому, если смотреть с перспективы концерна PKN Orlen, необходимо, чтобы власти Литвы и другие государственные юридические лица, сотрудничая с Orlen Lietuva, приняли решения, которые позволили бы мажейкяйскому нефтеперерабатывающему заводу продолжить деятельность”, – утверждается в сообщении.
В 2013 г. Orlen Lietuva понесла убытки в $94,3 млн. В последнее время с учетом неблагоприятной макроэкономической обстановки производственные мощности нефтеперерабатывающего завода ограничены до необходимого минимума – до 60%. (Нефть России/Химия Украины и мира)