Официально Кара-Балтинский НПЗ до сих пор не работает. Попытка пуска предприятия в конце января закончилась митингами местных жителей и остановкой производства. Едва начали утихать страсти, как на головы карабалтинцев обрушилась новость: китайской компании “Джунда” отдан в аренду участок запасного аэродрома Национальной гвардии Министерства обороны. Вроде можно и порадоваться, но вдруг источник неприятного запаха – нефтехранилище – перенесут туда? Ведь на границе с аэродромом расположены скважины, которые подают питьевую воду жителям Кара-Балты.
Кара-Балтинский НПЗ – немногий из инвестиционных и промышленных проектов в Кыргызстане, но и один из самых скандальных. В строительство завода вложены немалые средства, а чиновники профильного министерства сулили жителям Кара-Балты экономический прорыв и блага. Но пока завод не проработал и месяца.
Скандальным проект стал с первых дней существования. Строительство завода начато компанией “Джунда” осенью 2009 г. в восточной промышленной зоне. НПЗ помимо рабочих мест и миллионных отчислений в бюджет должен был на 70% обеспечить республику горюче-сма-зочными материалами. С такой позиции проект подали депутатам. Те согласились отдать китайцам территории бывшей “Сельхозхимии” для строительства завода. Темпы строительства говорили о том, что объемы производства будут значительно выше, чем заявлено в одобренном депутатами Кара-Балтинского горкенеша документе. В это же время жители ближайших домов начали беспокоиться, насколько законна и безопасна стройка. Обратились к местным властям, создали комиссию, куда вошли представители Управления архитектуры и градостроительства и СЭС Жайылского района. Но попасть на объект ее членам не удалось – их не впустили. По факту вынесли постановление и наложили административный штраф, но китайцы их проигнорировали. Еще больше удивились проверяющие, когда выяснилось, что правоустанавливающих документов у “Джунды” нет. В отношении ОсОО “Чайна петроль компани Джунда” 3 июня 2010 г. возбуждено уголовное дело по статье “Самоуправство”. Строительство приостановили.
Тогда китайской компании пришлось представить проект завода. Планируемые объемы производства не соот-ветствовали санитарным нормам. Подобные предприятия должны располагаться не менее чем в 500 м от жилых зданий. Владельцам пришлось искать новую территорию под завод, на месте “Сельхозхимии” решили сделать нефтехранилище. Бывший глава города Оомат Казакбаев продал китайцам территорию ипподрома, где сейчас и располагается завод. Компания “Джунда” получила всю документацию по строительству НПЗ. О том, что совсем рядом находится военный объект, умолчали. Еще бы, смета предприятия тянула на $250 млн., к тому же китайцам еще предстояло выкупить недвижимость, которая вошла в санитарно-защитную зону.
Через 5 лет, когда завод построили и собрались ввести в эксплуатацию, выяснилось, что аэродром и НПЗ не стоило размещать так близко друг к другу. Да и взлетная полоса аэродрома располагается таким образом, что кукурузники поднимаются в воздух над трубами завода. Правительство вновь затеяло переговоры с инвесторами об аренде дополнительного земельного участка. Китайцы согласились. Запасной аэродром Национальной гвардии площадью 217 га находится на территории Ак-Башатского айыльного округа Жайылского района. Официальным поводом (таковым его называют источники на заводе) для рассмотрения вопроса стало неудачное расположение взлетно-посадочной полосы. Компания “Джунда” долгое время вела переговоры, чтобы получить в аренду земли запасного аэродрома, но по законодательству это невозможно. Земли Минобороны – стратегически важный для государства объект. Сначала нужно перевести аэродром на другую территорию. За перенос запасной взлетной полосы Нацгвардии во “Фрунзе-1” китайские предприниматели заплатили $1,5 млн. Сообщается, что сумма переведена в бюджет Нацгвардии.
“Завод в дальнейшем планирует увеличить переработку нефти до 3 млн. т/год, для этого им понадобится дополнительная площадь для хранения. К тому же половина аэродрома входит в санитарно-защитную зону предприятия. Когда представители НПЗ “Джунда” обратились в Министерство обороны с просьбой перенести запасной аэродром на другую территорию, возражений не было. Минобороны согласилось перенести его во “Фрунзе-1”. Сейчас там расширяют базу. Для них это было рационально. В итоге представители НПЗ “Джунда” заключили с Министерством обороны соглашение. Составлена смета расходов, согласно этому документу и производились расчеты”, – рассказал начальник Северного межрегионального управления Минэкономики КР Зайнидин Жумалиев.
На самом деле из выделенной территории в 217 га в санитарно-защитную зону НПЗ “Джунда” попадает только 60 га. Это земли с северной стороны завода. В Минэкономики подчеркивают, что сделка выгодна не только оборонному ведомству, но и местному бюджету. Территория аэродрома находилась в оперативном управлении Министерства обороны КР 20 лет. За все это время за внушительный участок земли в бюджет Ак-Башатского айыл окмоту не поступило ни сома. Депутаты местного кенеша дали согласие на аренду земли китайскими бизнесменами, теперь они должны установить ее стоимость. По предварительным расчетам, выплаты в местный бюджет и другие налоговые платежи от использования участка составят более 5 млн. сомов в год.
Решение о передаче участка в аренду на 49 лет подписал (еще будучи в ранге и. о. премьер-министра КР) Джоомарт Оторбаев. Сообщается, что проект согласован со всеми госорганами. На деле выяснить, что будет распола-гаться на столь внушительной территории, невозможно. Чиновники ничего не знают о проекте, ссылаясь на то, что пока китайская компания не предоставляла им проект по выделенной в аренду территории. Китайцы предпочитают пока не распространяться о дальнейших планах. Тем не менее пугающей выглядит формулировка, с которой землю отдали в аренду, – в целях расширения производства. При таком раскладе к неприятному запаху от нефтехранилища НПЗ, на который жители Кара-Балты жалуются сейчас, может добавиться более серьезная проблема – качество питьевой воды. На границе с аэродромом расположены 18 скважин ПО “Электротепловодоснабжение” (ПО “ЭТВ”). Эта организация подает питьевую воду большей части жителей Кара-Балты.
“Когда завод только начинали строить на территории бывшего ипподрома, мы сразу начали бить тревогу и писать письма во все инстанции. Мы обращали внимание на то, что строительство подобного производства может негативно сказаться на качестве подаваемой населению воды. Но нам ответили, что поскольку подающие воду скважины находятся за санитарно-защитной зоной, угрозы загрязнения воды нет. Теперь появились сообщения о том, что территорию аэродрома отдают компании “Джунда”. Это вызывает беспокойство: скважины находятся как раз на границе с аэродромом”, – рассказал директор ПО “ЭТВ” Сергей Мельников.
Чиновники стараются убедить население в том, что паниковать рано, но слишком неубедительны эти увещевания. Больше всего настораживает “неосведомленность” о планах китайских инвесторов. Кроме того, в санитарно-защитной зоне по закону не должно быть жизненно важных объектов. Но выкупленные китайцами земли в километровой зоне продолжают использовать местные крестьяне. Даже если принять за чистую монету заботу инвесторов о соблюдении законов, открытым остается другой вопрос: а что расположится еще на 160 га? У чиновников ответ один: “НПЗ “Джунда” заключит с Ак-Башатским айыл окмоту соглашение. В нем оговорят все условия”.
“Сейчас рано бить тревогу. Еще неизвестно, что планируется построить на этой территории. В любом случае “Джунда” до начала работ должна получить архитектурно-планировочные условия и согласие соответствующих служб. В том числе ПО “ЭТВ” и санэпидстанции. Когда они к нам обратятся, мы изучим их планы. В первую очередь будет рассматриваться вопрос, не навредит ли производство экологии, надземным и подземным водам. Если это будут производственные склады, они не представляют опасности для водопроводных скважин. Для подобных сооружений установлена минимальная норма для санитарно-защитной зоны – 50 м от любых строений”, – успокаивает главный санитарный врач Жайылского района Осмоналы Джолдошбаев.
Пока официальные лица молчат, карабалтинцы и эксперты строят предположения о том, что же построят китайцы на выделенной территории. Один из вариантов – завод по производству шин. Слух, что на территории Жайылского района появится еще одно китайское предприятие, прошел в конце 2013 г. Но тогда речь шла о том, что его разместят на территории бывшего лицея №35 в селе Новониколаевке все того же Ак-Башатского айыл окмоту. Лицей расформировали, вернее, объединили с лицеем №102 Кара-Балты. Вся учебная и производственная база перемещена в город, а территория училища №35 пустует. Еще более необычное предположение озвучивают некоторые эксперты. Они уверены, что, получив аэродром в распоряжение на 49 лет, китайцы начнут его основательную модернизацию для решения военно-стратегических задач в Центральной Азии. Они уверены, что аэродром, попав в распоряжение компании “Джунда”, не потеряет первоначального назначения. “Итак, сначала китайцы планируют залить мощный железобетонный фундамент, позволяющий производить взлет-посадку боевой техники. Сверху возведут промышленные корпуса из легких конструкций и материалов, демонтаж которых займет всего пару часов. Все это будет маскироваться под строительство гражданских объектов. Маскировать аэродром будут предприятиями по производству шин и других резинотехнических изделий”, – предполагает один из интернет-порталов КР.
Пока это предположения. Какие из них окажутся явью, станет ясно, когда НПЗ “Джунда” представит проект развития территории бывшего аэродрома. (24kg.org/Химия Украины и мира)